Понятие и значение управления закупками в современных социально-экономических условиях
Управление закупками – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на полное удовлетворение потребностей заказчиков.
Для осуществления государственного и муниципального управления соответствующим органам необходимо обеспечение определенными товарами и услугами, приобретение которых осуществляется в форме государственных или муниципальных закупок.
Модели управления государственными и муниципальными закупками в современных условиях
Современные модели управления государственными и муниципальными закупками могут быть разделены на три основные разновидности:
- во-первых, централизованную модель;
- во-вторых, децентрализованную модель;
- в-третьих, смешанную модель.
Первая из указанных моделей подразумевает централизованную организацию и проведение закупочных мероприятий за счет функционирования главного закупочного государственного органа. Данная модель предполагает обязательную идентичность договорных условий для всех контрагентов. Также значимой характеристикой данной системы выступает стандартизация закупаемых товаров, значительно облегчающая разбор и обработку данных относительно потребностей в государственных и муниципальных закупках. Приобретение стандартизированных товаров обеспечивает снижение затрат и экономию на масштабе.
Во втором случае часть закупочных функций делегируется закупочным подразделениям, контролируемым региональными и местными органами управлением. Также в рамках этой системы закупочные функции исполняются отдельными структурными подразделениями органов государственного управления или самостоятельно организациями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Преимуществом данной модели выступает то, что она позволяет лучше удовлетворить потребности конечного потребителя, характеризуется меньшим бюрократизмом при организации закупок и связанных с ними процессов.
Децентрализованная система закупок также позволяет снизить возможность осуществления коррупционных действий в крупных масштабах. Также эта система характеризуется определенной динамичностью, гибкостью, возможностью осуществления точечных закупок различных товаров, быстротой определения потребностей и средств их удовлетворения. Делегирование закупочных функций на места позволяет оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и непредвиденные обстоятельства.
Также в условиях применения данной модели обеспечивается снижение издержек на сбор и обработку информации, поскольку не требуется информирование центральных органов власти о потребностях конечных потребителей, находящихся на отдаленных территориях.
Третья модель осуществления государственных и муниципальных закупок предполагает соединение различных элементов двух первых закупочных систем. Это соединение выражается в том, что централизованное орган управления государственными и муниципальными закупками определяет общую стратегию осуществлении закупок, процедуру их осуществления, органы на местах – непосредственно осуществляют процедуру закупок и управляют административными аспектами.
Преимуществами данной системы является ее простота, приближенность к потребностям конечного потребителя, гибкость.
Пути совершенствования управления государственными и муниципальными закупками в современных условиях
Любой механизм в системе государственного и муниципального управления нуждается в постоянном совершенствовании, так как не лишен тех или иных недостатков. Не является исключением и система государственных и муниципальных закупок, которая, просто в силу своей новизны для российского государства, является еще недостаточно устоявшейся.
Пути совершенствования механизма государственных и муниципальных закупок зависит от применяемой модели управления этими закупками. Так, в рамках централизованной системы управления государственными и муниципальными закупками можно рассматривать следующие возможности ее совершенствования:
- во-первых, привлечение к осуществлению государственных и муниципальных закупок высококвалифицированных специалистов, прошедших специализированную подготовку и постоянно повышающих свою квалификацию;
- во-вторых, обеспечение точности и прозрачности государственных и муниципальных закупок за счет повышения информационной доступности данного процесса для населения и контролирующих организаций;
- в-третьих, снижение бюрократизации процесса осуществления государственных и муниципальных закупок;
- в-четвертых, минимизация риска коррупционных действий в системе осуществления государственных и муниципальных закупок, особенно в условиях отдаленности конечных потребителей от поставщиков.
Совершенствование децентрализованной системы государственных и муниципальных закупок идет по пути устранения ее недостатков, к числу которых относятся:
- отсутствие единообразного методического подхода к организации закупок;
- непрозрачность проводимых закупок за счет децентрализации информационного обеспечения;
- рост вероятности сговора;
- увеличение количества нарушений процедур осуществления закупок;
- увеличение численности специалистов, привлекаемых к осуществлению закупок, в результате чего растет себестоимость закупок;
- невозможность консолидации закупок;
- отсутствие унифицированной документации по закупкам.
Совершенствование смешанной модели государственных и муниципальных закупок предполагает необходимость четкого разграничения обязанностей централизованных и децентрализованных органов закупок, устранение недостатка квалифицированных кадров, упорядочение процесса координации и контроля закупок, устранение дублирующих функций.