Совершенствование управления социальными услугами в условиях ограниченного бюджета финансирования – это разработка мер, направленных на повышение эффективности функционирования социальной сферы с минимальными затратами средств бюджетной системы.
Сущность и значение социальных услуг
В условиях рыночной экономики общество не в состоянии решить социальные проблемы без вмешательства государства. Большинство развитых государств стремятся к формированию социальной рыночной экономики, для которой в виде важных показателей развития государства выступают качество и уровень жизни населения, состояние здоровья граждан, культурный, образовательный и профессиональный уровень развития населения и так далее.
Это ставит перед государственной властью задачу по организации оказания социальных услуг тем гражданам, которые в них нуждаются. Социальные услуги представляют собой услуги, оказываемые исполнительными органами власти на государственном и муниципальном уровне на безвозмездной основе или в соответствии с установленными государством ценами гражданам и хозяйствующим субъектам в сфере здравоохранения, образование, социальной защиты и иных областях.
Социальные услуги представляют собой действия органов власти и подведомственных организаций по оказанию социальной помощи отдельным категориям населения или хозяйствующих субъектов. При этом в определенной мере понятие социальных услуг можно ограничить только теми услугами, которые относятся к гражданам, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией.
По своему назначению социальные услуги можно классифицировать на следующие виды: социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально-экономические.
Особенности финансирования социальных услуг
Финансовую основу оказания социальных услуг формируют следующие источники:
- во-первых, средства бюджетной системы России;
- во-вторых, благотворительные пожертвования и взносы;
- в-третьих, средства получателей этих услуг при условии, что оказание услуг осуществляется за полную или частичную плату;
- в-четвертых, доходы от предпринимательства и другой доходной деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания;
- в-пятых, иные разрешенные законодательством источники.
Естественно основная финансовая нагрузка по оказанию социальных услуг возлагается на бюджетную систему Российской Федерации.
Законодательство регулирует порядок расходования средств, полученных от оказания социальных услуг на платной основе. Такой порядок устанавливается федеральными и региональными органами власти для организаций, оказывающих социальные услуги на федеральном и региональном уровне. Данный порядок должен предусматривать возможность использования платы за оказание социальных услуг для финансирования текущей деятельности социальных учреждений, развития этой деятельности, стимулирования ее персонала.
Демографические процессы в обществе свидетельствуют о том, что усиливается тенденция по формированию тех слоев населения, которые нуждаются в оказании социальных услуг. На сегодняшний день для российского населения характерно его старение, уменьшение количества трудящихся по отношению к количеству лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста. Это создает дополнительную нагрузку на бюджетную систему Российской Федерации, средств которой не всегда хватает для финансирования социальных услуг. Особенно это актуально в условиях западных санкций, политики импортозамещения, дополнительных расходов на проведение военных операций.
Направления совершенствования управления социальными услугами в условиях ограниченности бюджетного финансирования
Ограниченность бюджетного финансирования по любым направлениям бюджетных расходов требует от государства выработки мер, направленных на более эффективное решение тех или иных проблем общества с минимальным расходованием государственных средств.
К числу мер совершенствования управления социальными услугами в условиях ограниченности бюджетного финансирования можно отнести повышение адресности оказания социальных услуг. При оказании социальных услуг необходимо уходить от формализованных критериев оказания социальной помощи и ориентироваться на конкретного потребителя, нуждающегося в помощи.
Еще одной мерой совершенствования управления оказанием социальных услуг является введение градации нуждаемости. То есть оказание социальных услуг может быть бесплатным для особенно нуждающихся категорий граждан и может быть осуществлено на платной основе, если это позволяет финансовое положение гражданина. В этом же случае следует применять механизм частичной оплаты социальных услуг в зависимости от финансового положения их получателя.
Также эффективной мерой совершенствования управления оказанием социальных услуг в условиях ограниченности бюджетного финансирования выступает ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. Не секрет, что расходование бюджетных средств отличается низким уровнем эффективности за счет применения различных преступных схем, направленных на нецелевое использование бюджетных средств. Устранение таких «утечек» бюджетных средств способно многократно повысить эффективность оказания социальных услуг населению. Для этого необходимо выявлять и искоренять схемы выводы бюджетных средств из социальной системы, минимизировать возможность субподряда при оказании социальных услуг, усилить внезапность контроля расходования бюджетных средств на финансирование социальной сферы.
Еще одним направлением совершенствования управления социальными услугами в условиях ограниченности бюджетного финансирования является работа по снижению уровня бюрократизма при оказании социальных услуг. Необходимо минимизировать количество документов, требующихся для получения тех или иных социальных услуг, максимально упростить процесс их оказания, обеспечить возможность самостоятельного оформления этих услуг без необходимости дополнительных консультаций со стороны специалистов за счет упрощения порядка их оказания.