Экспортная деятельность малых и средних предприятий – это реализуемая небольшими организациями внешнеэкономическая деятельность, которая предполагает продажу зарубежным партнерам товара, оказание услуги либо выполнения работы для извлечения прибыли.
Понятие и значение системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий
Экономика большинства развитых государств подтверждает высокое значение малого и среднего бизнеса для эффективного функционирования экономической системы. Это связано с тем, что небольшие предприятия:
- формируют новые рабочие места;
- привлекают на территорию, на которой функционируют инвестиции;
- обеспечивают доходы бюджета;
- стремятся к поиску эффективных инструментов повышения качества продукта при снижении себестоимости и пр.
Социально-экономическое значение небольших организаций в экономической системе связано с тем, что предприниматели такого уровня обеспечивают собственное благосостояние, благосостояние своей семьи и работников, сокращая социальную нагрузку на государство. При этом они обеспечивают конкуренцию, поскольку не имеют ресурсов, необходимых для подавления иных организаций. Это, в свою очередь, гарантирует выработку новых инструментов и методов оптимизации хозяйственной деятельности.
В современных условиях распространения информационных технологий, глобализации и интеграции происходит активное вовлечение небольших организаций во внешнеэкономические отношения. Это повышает конкурентоспособность национального продукта на международном рынке, как следствие, повышает конкурентоспособность национальной экономики, рост бюджетных доходов. В то же время небольшие предприятия, занятые экспортом, таким образом обеспечивают новый источник собственных доходов и развития.
При этом необходимо отметить, что небольшие предприятия по сравнению с крупными компаниями находятся в более уязвимом положении, и потому для начала деятельности, ее дальнейшего развития небольшим организациям нужна поддержка со стороны государства, в том числе и при реализации экспортной деятельности, поскольку выход на международный рынок требует дополнительных ресурсов.
Функционирующая в стране система поддержки малых и средних предприятий, которые реализуют экспортную деятельность, обеспечивается:
- функционированием специальных субъектов государственного и муниципального уровня по вопросам малого и среднего предпринимательства;
- специальными нормативно-правовыми источниками регулирования функционирования малых и средних предприятий, а также поддержки таких организаций;
- формируемой государством и муниципалитетами инфраструктурой поддержки малых и средних организаций.
Основные направления поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий
Приоритетные направления поддержки экспортной деятельности организаций малого и среднего уровней должны фиксироваться в законодательстве в качестве льготных условий налогового, административного, таможенного регулирования деятельности малых и средних предприятий, в том числе тех, которые осуществляют продажу товара, услуги, работы зарубежным партнерам. В немалой степени эффективность такого законодательного регулирования обеспечивается его стабильностью: для стратегического планирования экспортной деятельности организациями малого и среднего уровня большое значение имеет понимание правил их функционирования, стабильность налогообложения, стабильность таможенного регулирования, снижение административного давления.
В России поддержка ориентированных на экспорт малых и средних организаций осуществляется преимущественно за счет реализации специальных целевых программ и развития институтов, обеспечивающих финансовую и иную поддержку для малых и средних организаций, которые стремятся или осуществили выход на международный рынок.
Институциональная поддержка экспортной деятельности организация малого и среднего уровня предполагает формирование институтов, которые представляют интересы малых и средних организаций за рубежом. Такими институтами выступают:
- торговые представительства России в странах-партнерах, то есть государственные структуры, которые поддерживает интересы отечественных организаций в зарубежных странах;
- торговые палаты России которые предоставляют различные финансовые и нефинансовые услуги для организаций малого и среднего уровня, занимающихся экспортной деятельностью. К числу таких услуг относятся:
- консультирование по вопросам экспортной деятельности, в том числе по вопросам налогового, таможенного, национального и зарубежного регулирования:
- организация выставок, которые позволяют зарубежным партнерам ознакомиться с продуктом, условиями сотрудничества с малыми и средними российскими организациями;
- обеспечение условий участия малых и средних организаций в выставках в зарубежных странах для привлечения иностранных покупателей;
- предоставление результатов аналитики по состоянию зарубежных рынков и трудностей, с которыми могут встретиться малые и средние организации при реализации экспортной деятельности на таких рынках.
Значительная роль в поддержке небольших организаций, ориентированных на экспорт, отводится их финансированию, реализуемому профильными банками, которое включает:
- выдачу государственной гарантии;
- предоставление прямых кредитов;
- субсидирование ставок по кредитам для экспортоориентированного небольшого бизнеса.
Реализация такой поддержки осуществляется за счет разработки и реализации специальных целевых программ финансирования экспортоориентированного небольшого бизнеса в стране.
Сегодня для России крайне важно развивать имеющиеся инструменты поддержки экспортной деятельности организаций малого и среднего уровня и внедрять новые инструменты, поскольку ориентированный на экспорт малый и средний бизнес в России сегодня еще не достиг тех показателей, которыми он характеризуется в развитых странах. Так, доля небольших организаций в экспортной промышленности в Германии составляет 40%, в Италии – более 20%, в России эта доля не превышает 1%.