Система имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства – это совокупность форм поддержки среднего и малого бизнеса за счет предоставления различных видов имущества на безвозмездной основе или на условиях льготного характера согласно различным государственным и муниципальным программам.
Сущность и содержание имущественной поддержки среднего и малого бизнеса
Субъекты среднего и малого бизнеса рассматриваются государством в качестве института, способного обеспечить формировании среднего класса населения, устойчивую основу развития экономики и стабильный доход в бюджетную систему страны.
Государственная политика России на современном этапе развития российской экономики ориентирована на всестороннюю поддержку субъектов среднего и малого бизнеса. Одной из форм такой поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства выступает имущественная поддержка.
Имущественная поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства выражается в предоставлении во владение или пользование различных видов имущества:
- во-первых, на безвозмездной основе;
- во-вторых, в соответствии со льготными условиями.
Предоставление имущественной поддержки субъектам среднего и малого предпринимательства осуществляется в рамках государственных программ федерального и регионального уровня, муниципальных программ развития предпринимательства.
В качестве объектов имущественной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства могут выступать:
- земельные участки;
- здания;
- строения;
- сооружения;
- нежилые помещения;
- оборудование;
- машины;
- механизмы;
- установки;
- транспортные средства;
- инвентарь;
- инструмент.
В процессе оказания имущественной поддержки субъектам среднего и малого предпринимательства муниципальное государственное имущество передается в пользование или владение.
Законодательство устанавливает требования относительно целевого использования имущества государственной и муниципальной собственности, переданного субъектам среднего и малого предпринимательства в рамках имущественной поддержки.
За органами государственного и муниципального управления закрепляется право обращения в суд при нарушении субъектами среднего и малого предпринимательства условий получения имущественной поддержки, нецелевом использовании государственного и муниципального имущества, установлении фактов нарушения запретов, предусмотренных законодательством.
Органы государственного и муниципального управления на ежегодной основе формируют перечень государственного и муниципального имущества, которое свободного от прав третьих лиц и может быть передано во владение или пользование субъектам среднего и малого предпринимательства на долгосрочный период. Формирование этих перечней осуществляется в срок до 1 ноября текущего года. Перечни данного имущества подлежат обязательной публикации с указанием порядка и условий предоставления имущества в аренду в рамках государственных и муниципальных программ поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства.
Законодательство прямо устанавливает запрет на продажу государственного или муниципального имущества, которое предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках имущественной поддержки. Исключение составляют случаи возмездного отчуждения имущества в собственность этих субъектов.
Период оказания имущественной поддержки не может быть менее 5 лет. Исключение составляют случаи, когда лицо, получающее имущественную поддержку просит в заявлении об обратном до момента заключения договора о передаче имущества.
Направление совершенствования имущественной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства
Система государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства нуждается в совершенствовании, в том числе и в отношении имущественной поддержки.
Совершенствования требует система проверки субъектов среднего и малого предпринимательства, которая должна осуществляться не только документально, но и посредством практического ознакомления с фактическим процессом осуществления деятельности субъектами среднего и малого предпринимательства. В настоящее время оказание имущественной поддержки не подразумевает исследование деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства на месте ее осуществления. Это является причиной злоупотреблений и нецелевого характера государственного и муниципального имущества, переданного в рамках имущественной поддержки.
Также в качестве направления совершенствования системы имущественной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства можно рассматривать сокращение списка требований, предъявляемых к соискателям имущественной поддержки. Зачастую субъекты среднего и малого предпринимательства, реально нуждающиеся в имущественной поддержке, не могут соответствовать тем требованиям, которые предусматривает законодательство в качестве условия получения этой поддержки. Рекомендуется допускать отступления от установленных законодательством критериев в получении имущественной поддержки при рассмотрении какого-либо отдельного случая и наличия обоснования в необходимости имущественной поддержки. Органы государственного и муниципального управления, ответственные за оказания имущественной поддержки субъектам среднего и малого предпринимательства, должны проявлять гибкость при рассмотрении заявок на получение этой поддержки.
Также направлением совершенствования имущественной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства может выступать расширение перечня объектов, которые могут быть предоставлены во владении или пользовании субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках имущественной поддержки может предоставляться не только то имущество, которым уже располагают органы государственного и муниципального управления, но и то имущество, которое будет приобретено ими для конкретного субъекта малого и среднего предпринимательства.