Государственные контрольно-надзорные органы в РФ – это федеральные и региональные исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, а в случаях прямо регламентированных федеральным законодательством государственные корпорации и публично-правовые компании, которые наделены действующим законодательством полномочиями по реализации государственного контроля или надзора.
Значение совершенствования системы государственных контрольно-надзорных органов РФ
На современном этапе развития системы публичного управления в РФ место и роль контрольно-надзорных органов в такой системе остаются недостаточно определенными, что не позволяет установить их значение в обеспечении социально-экономических итогов реализации национальной политики в определенной сфере публичного управления. Указанное актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности государственных контрольно-надзорных органов и их непосредственной практической деятельности.
При этом необходимо отметить, что проблема повышения эффективности функционирования контрольно-надзорных органов широко обсуждается как в теории государственного муниципального управления, так в системе органов власти.
Современная система государственных контрольно-надзорных органов представляет собой структуру, включающую в себя разные виды контрольно-надзорных органов при отсутствии:
- исходной единой концепции регулирования деятельности таких органов;
- базы данных о подконтрольных субъектах с указанием выявленных правонарушений в соответствующих областях публичного управления.
Сегодня реализуется чуть менее сотни видов государственной контрольно-надзорной деятельности и муниципальной контрольной деятельности, значительная часть которых осуществляется органами федеральной власти.
Проблемы функционирования системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ
Государственные контрольно-надзорные органы в своей деятельности допускают следующие виды нарушений:
- проводят внеплановые выездные проверки, не согласуя такие проверки с органами прокуратуры;
- нарушают процедуру уведомления предпринимателя относительно проведения плановой или внеплановой проверки;
- проводят проверку без соответствующего распоряжения или приказа;
- неправильно оформляют распоряжение или приказ в отношении проведения проверки предпринимателя;
- превышают полномочия при реализации проверочных мероприятий, например, проводят проверочные мероприятия за рамками установленного предмета соответствующей проверки;
- нарушают процедуру оформления итогов проверочных мероприятий;
- проводят проверки, когда отсутствуют основания для их реализации;
- нарушают сроки реализации проверочных мероприятий.
Для повышения эффективности деятельности контрольно-надзорных органов требуется реализация мероприятий по совершенствованию организации деятельности, в том числе по совершенствованию правового обеспечения деятельности.
Основные направления совершенствования системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ
В специальное федеральное законодательство о защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей без образования организаций при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора вносятся изменения, призванные обеспечить повышение эффективности функционирования контрольно-надзорных органов. В состав ключевых изменений данного федерального законодательства входят следующие:
- введены категории федерального, регионального государственного контроля и надзора, закреплены полномочия федеральных исполнительных органов по введению риск-ориентированного подхода при реорганизации контрольно-надзорных мероприятий. При этом в соответствии с изменениями определен перечень объектов, в отношении которых будет применяться риск-ориентированный подход. На региональном уровне перечень таких объектов утвердит региональный исполнительный орган. Здесь важно отметить, что за федеральным правительством закреплено право определения направлений региональной контрольной надзорной деятельности, в отношении которых риск-ориентированный подход станет обязательным. Параметры, по которым та или иная предпринимательская деятельность будет относиться к определенной категории риска или классу опасности при реализации регионального контроля и надзора будут определяться региональным исполнительным органом;
- установлены новые сроки реализации контрольно-надзорных мероприятий в форме плановых проверок. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать индикатор риска нарушения установленных законом обязательных требований;
- создан единый реестр проверок в форме федеральной государственной информационной базы данных, оператором которой является Генеральная прокуратура РФ и др.
Отдельного внимания заслуживают изменения специального Федерального законодательства о лицензировании. В него внесены положения о специфике реализации лицензионного контроля с применением риск-ориентированного подхода. Процедура реализации лицензионных контрольных мероприятий в отношении конкретного вида деятельности должна регулироваться соответствующим положением о лицензировании, утвержденным федеральным правительством.
Еще одно важное нововведение в области контрольно-надзорной деятельности государства – это принятие федерального закона о государственном контроле и надзоре и муниципальном контроле в стране. Фактически принятие указанного акта направлено на формирование единой правовой базы для реализации контрольно-надзорных мероприятий государственными и муниципальными органами, в частности закрепляются:
- принципы контрольно-надзорной деятельности;
- полномочия контрольно-надзорных органов федерального, регионального и местного уровней;
- предметы и объекты контроля и надзора;
- организационные вопросы контрольно-надзорной деятельности;
- вопросы информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности и др.