Нормативно-правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации – это система конституционного, федерального и регионального законодательства, определяющего основные принципы организации и функционирования системы государственной службы, в том числе инструменты и механизмы отбора кандидатов на должности государственной службы и оценки деятельности государственных служащих.
Основы нормативно-правового регулирования государственной службы в Российской Федерации
Иерархическая система нормативно-правового регулирования государственной службы в Российской Федерации может быть представлена следующим образом:
- основу нормативно-правового регулирования системы государственной службы в стране составляет Конституция РФ, положениями которой всем российским гражданам гарантировано право на равных условиях участвовать в публичном управлении, в том числе посредством обеспечения равной доступности должностей государственной службы для всех российских граждан. Кроме того, положениями отечественной Конституции вопросы федеральной государственной службы отнесены к ведению Федерации, вопросы государственной службы в региональных органах власти отнесены к совместному ведению Федерации и регионов;
- основы организации и функционирования системы государственной службы на федеральном и региональном уровнях определяются в соответствии со специальным федеральным и региональным законодательством. Такое законодательство определяет основы организации государственной службы, правовой статус государственного служащего, требования к специальному образованию, профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы кандидатов на должности государственной службы и пр. Кроме того, действуют федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты государственной службы, в том числе вопросы противодействия коррупции в системе государственной службы, вопросы открытости и прозрачности управленческих процессов системы государственной службы;
- подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе ведомственные определяют непосредственно организацию и прохождение государственной службы в конкретном органе публичного управления или для обеспечения деятельности конкретного должностного лица публичного управления;
- локальные нормативно-правовые акты в частности устанавливают внутренний распорядок, должностные обязанности государственного служащего и пр.
Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования государственной службы в Российской Федерации
В качестве основных проблем, препятствующих эффективному функционированию государственной службы в Российской Федерации, в теории и практике публичного управления называют:
- недостаточная эффективность организации и реализации государственной службы, что, в свою очередь, приводит к снижению качества государственных услуг, недостижению целей и задач стратегического развития федеральной и региональных территорий. Указанная негативная тенденция связывается с недостаточным использованием в системе государственной службы современных методов управления, зарекомендовавших себя в качестве эффективных в частной сфере. К таким современным методам управления относятся управление, ориентированное на результат, системное управление, программно-целевое управление и др.;
- низкий уровень компетентности лиц, замещающих должности государственной службы. Недостаточный уровень профессионализма государственных служащих приводит к эффективной реализации публичных полномочий и, как следствие, эффективному решению задач публичного управления. Кроме того, недостаточный уровень профессионализма государственных служащих, отсутствие необходимых морально-нравственных установок и ответственного отношения к службе ведет к распространению коррупционных явлений в системе государственного управления;
- распространение коррупции в системе государственной службы. Рассматриваемая негативная тенденция ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, неэффективности управления, неудовлетворенности потребностей населения и снижению доверия населения к системе публичного управления и пр.
На преодоление названных негативных тенденций должно быть направлено совершенствование нормативно-правового регулирования института государственной службы. Такое совершенствование должно реализовываться по следующим направлениям:
- необходимо повысить доступность должностей государственной службы для специалистов из частной сферы. Это поможет не только повысить эффективность деятельности государственных служащих, но и обеспечить преодоление клановости, семейственности в системе государственной службы. Для этого необходимо на законодательном уровне распространить использование конкурсных процедур отбора на все должности государственной службы;
- необходимо обеспечить открытость и прозрачность организации функционирования государственной службы. Названное направление требует широкого использования информационных технологий при взаимодействии системы публичного управления с населением и при взаимодействии должностных лиц и органов публичного управления внутри системы. Такое электронное взаимодействие должно получить закрепление в подзаконных нормативно-правовых актах, стандартах деятельности, что позволит эффективно координировать усилия должностных лиц, органов и служащих, в том числе в области обмена информацией и формирования общих баз данных;
- необходимо внедрить повсеместно механизмы комплексной оценки деятельности государственных служащих. Это направление может быть реализовано посредством нормативного закрепления обязанности государственных органов разработать соответствующие методические документы для производства такой оценки с учетом специфических особенностей функционирования конкретного органа и др.