Муниципальное управление в сфере образования - это действия муниципальных органов власти, осуществляемые в пределах их компетенции для регулирования функционирования образовательных учреждений на территории муниципального образования.
Полномочия муниципальных органов власти по управлению в сфере образования
Компетенцию муниципальных органов власти в отношении сферы образования формирует Закон «Об образовании». Согласно этому закону муниципальные органы власти обладают следующими полномочиями в отношении сферы образования:
- осуществление планирования, организации, регулирования и контроля деятельности муниципальных органов власти, реализующих управление образованием и образовательными учреждениями, с целью обеспечения государственной образовательной политики;
- формирование муниципальных бюджетов в части расходов на содержание сферы образования, создание фондов ее развития, утверждение местных нормативов финансирования сферы образования;
- обеспечение возможности выбора образовательных учреждениях населению муниципального образования;
- регулирование отношений собственности в сфере образования в пределах своей компетенции;
- организация создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений муниципального уровня;
- осуществление создания и ликвидации муниципальных органов власти в сфере образования, а также самоуправляемых округов, установление их полномочий, структуры, назначения руководства, его увольнение;
- назначение руководства образовательных учреждений муниципального уровня;
- организация учета детей, которые подлежат обязательному обучению в учреждениях образования, призванных реализовывать образовательные программы общего основного образования;
- установление льгот и налогов, направленных на стимулирование развития сферы образования;
- регулирование вопросов аренды муниципального имущества образовательными учреждениями;
- использование в интересах образования муниципальных и государственных учреждений образования, объектов спорта и культуры и так далее.
Муниципальное управление сферой образования должно обеспечивать диверсификацию и совершенствование этой сферы, внедрение новых свойств в процесс воспитания и обучения, с целью формирования и диалектического характера образовательного процесса. Сфера образования на муниципальном уровне должна развивать личность в процессе воспитания, наращивать социальный опыт, умения, знания и навыки, обеспечивать профессиональную подготовку.
Проблемы управления сферой образования на муниципальном уровне и пути его совершенствования
Совершенствование муниципального управления сферой образования требует осуществления действий, направленных на устранение и решение проблем, сложившихся в этой сфере. К числу таких проблем можно отнести следующие:
- во-первых, неспособность традиционной системы образования на муниципальном уровне обеспечивать современные потребности общества. Наличие этой проблемы требует введения дополнительных функциональных служб в системе муниципального образования, к примеру, центров психолого-педагогической поддержки, центров социальной реабилитации подростков и детей, центров профориентации учеников старших классов и так далее. Особого внимания в этих условиях заслуживает вопрос управления этой дополнительной структурой, который можно либо поручить муниципальному органу власти, специально создаваемому для этой цели, либо обеспечить необходимой правовой базы для организации процесса саморегулирования;
- во-вторых, низкий уровень заинтересованности педагогических кадров в достижении результатов обучения за счёт низкого уровня заработной платы, высокой загруженности иными факторами;
- в-третьих, отсутствие стабильной муниципальной политики в сфере образования, обусловленное постоянным реформированием данной сферы на федеральном уровне;
- в-четвертых, отсутствие преемственности в сфере управления образованием при смене муниципальных органов власти;
- в-пятых, низкий уровень материально-технического обеспечения учреждений образования и так далее.
Эффективное муниципальное управление сферой образования требует формирования единого образовательного пространства на муниципальном уровне, к числу составных элементов которого должны относиться:
- различные программы и модели, которые характеризуют состояние муниципальной сферы образования и перспективы ее развития;
- структура и перечень действий, направленных на получение результатов по реформированию сферы образования на муниципальном уровне;
- формирование мотивации у педагогических кадров на применение передовых методов и форм воспитания и обучения;
- обеспечение проработанной и полноценно реализуемой муниципальной образовательной политики;
- реализация программно-целевого подхода, направленного главным образом на достижение общей и главной образовательной цели – развития личности каждого ребенка;
- формирование целевых комплексных программ, обеспечивающих эффективное функционирование муниципальной сферы образования;
- поддержка материально-технической базы образовательных учреждений в нормальном состоянии.
Можно выделить три основных направления совершенствования муниципального управления сферой образования:
- во-первых, обеспечение информирования, коррекции и модернизации традиционной образовательной системы, улучшение функционирования;
- во-вторых, внедрение в сферу образования инновационных технологий, обеспечивающих ее соответствие потребностям общества в части подготовки и развития личности каждого человека;
- в-третьих, построение сферы образования в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества сообразно потребностям текущего времени.