Охрана окружающей среды на уровне местного самоуправления – это система мероприятий по предотвращению и сокращению вредного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, реализуемая должностными лицами и органами местного самоуправления в рамках единой общегосударственной политики.
Значение участия местного самоуправления в охране окружающей среды
Конституция Российской Федерации гарантирует личности всестороннее обеспечение и защиту прав. В современных условиях глобального экологического кризиса вопросы охраны окружающей среды становятся необходимым элементом всякой человеческой деятельности – частного хозяйствования, публичного управления. Любые услуга, работа, продукт должны оцениваться с точки зрения экологической безопасности. Таким образом, важным компонентом правового статуса личности является обеспечение права на безопасную экологическую среду, что актуализирует охрану природной среды, сохранение биологического разнообразия, природных систем, поддержание надлежащего качества окружающей среды, способной обеспечить:
- устойчивое развитие мирового сообщества и Российской Федерации в частности;
- благоприятную среду и надлежащий уровень качества жизни, а также здоровья населения;
- национальную экологическую безопасность.
При этом наличествует проблема обеспечения эффективного экономического развития при гарантировании экологической безопасности. Сегодня экономическое развитие происходит стихийно, при неограниченном потреблении природных ресурсов и в отсутствии должного внимания к воздействию на окружающую среду.
Указанное актуализирует выработку и реализацию экологической политики на всех уровнях публичного управления. На сегодняшний момент органы местного самоуправления при участии в охране окружающей среды фактически осуществляют деятельность по:
- соблюдению обязательных требований законодательства об охране окружающей среды;
- использованию возможностей сокращения негативного влияния на окружающую среду, в том числе посредством снижения темпов и объемов потребления энергоресурсов;
- сокращению загрязнения окружающей среды;
- оптимизации переработки отходов;
- использованию потенциальных преимуществ рационального природопользования и охраны окружающей среды, в том числе экономии имеющихся ресурсов, направление дополнительных инвестиций в экологическое производство и пр.
Характеристика механизма участия местного самоуправления в охране окружающей среды
Очевидно, что мировые и национальные проблемы в области охраны окружающей среды складываются из локальных проблем, в том числе из проблем муниципальных образований.
В состав вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды входят:
- участие в предупреждении и устранении последствий чрезвычайных ситуаций;
- реализация первичных мероприятий пожарной безопасности;
- сбор и вывоз мусора и отходов бытовой жизнедеятельности;
- благоустройство территории муниципалитета;
- организация зеленых насаждений на муниципальной территории;
- использование лесных территорий и иных особо охраняемых территорий, расположенных в границах населенного пункта;
- организация и реализация землепользования, в том числе утверждения правил землепользования, генеральных планов, иной документации по планировке и застройке территории и пр.;
- реализация контрольных мероприятий в отношении использования земельных участков;
- учреждение, развитие и охрана курортных и лечебно-оздоровительных мест;
- реализация в рамках водного законодательства полномочий собственника в отношении водных объектов, представление сведений в отношении ограничений в пользовании водными объектами;
- реализация контрольно-надзорных мероприятий в отношении лесного законодательства;
- осуществление природоохранных мероприятий и др.
При этом должностные лица и органы местного самоуправления реализуют деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду:
- градостроительная деятельность;
- инженерная деятельность;
- реализация жилищно-коммунальных услуг;
- реализация транспортных услуг и др.
Таким образом, перед должностными лицами и органами местного самоуправления стоят задачи по:
- сокращению вредного воздействия на окружающую природную среду организаций всех форм собственности, в том числе и муниципальной;
- стимулированию внедрения эффективных экологически безопасных технологий в хозяйственную деятельность, в том числе в хозяйственную деятельность системы местного самоуправления;
- поддержке научной деятельности на территории муниципалитета, целью которой является разработка и реализация экологически безопасных технологий;
- формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальное хозяйство, прежде всего, в те сферы, которые имеют решающее значение для экологической безопасности хозяйства.
Пути совершенствования механизма участия местного самоуправления в охране окружающей среды
Прежде всего, необходимо отметить, что для эффективной охраны природной среды в России, в том числе и на уровне муниципальных образований, необходимо перейти от концепции минимизации вредных последствий хозяйственной деятельности в отношении природной среды к разработке и реализации системных мероприятий, которые бы позволили предупредить такое вредное воздействие.
Иными словами, муниципальные образования должны выступать элементами единой экологической политики государства, направленной на предотвращение вредного воздействия, активное внедрение экологически безопасных технологий в систему хозяйствования.
На сегодняшний момент приоритетными задачами участия местного самоуправления в охране окружающей среды можно назвать следующие:
- реабилитация местной территории;
- сохранение лесных насаждений на территории населенных пунктов;
- охрана почв;
- обеспечение озеленения территории;
- поддержка предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность в приоритетных с точки зрения устойчивого социально-экономического и экологического развития муниципальной территории областях.