Государственное управление в сфере образования – это специальное направление внутренней политики в области образования и соответствующая система принципов, методов, инструментов и мероприятий, реализуемых уполномоченными органами публичного управления для обеспечения доступности и повышения качества образования, развития системы образования в соответствии с современными запросами общества.
Значение государственного управления в сфере образования
Повышение эффективности и доступности образования и развитие образовательной системы выступают одним из национальных приоритетов России, поскольку от качества и доступности образования зависит реализация молодым поколением своего потенциала и, соответственно, будущее научное, экономическое, культурное, социальное и экологическое развитие государства.
Сегодня эффективное инновационное развитие экономики и частного бизнеса связывается именно со специалистами высокого уровня, способными к оперативному внедрению новейших инструментов и перестраиванию существующей системы хозяйствования под нужды современного общества и экономики.
Таким образом, система образования должна рассматриваться в качестве важнейшего инструмента развития общества, экономики, государства.
В самом общем виде государственное управление в сфере образования в России можно охарактеризовать как сложный процесс воздействия на управленческую сферу для обеспечения продуктивного функционирования системы образования.
Основные вопросы государственного регулирования в области образования фиксируются в специальном федеральном законодательстве об образовании. Государственное управление системой образования в стране носит государственно-общественный характер и функционирует на принципах:
- законности;
- автономии образовательных организаций;
- открытости системы образования;
- учета общественных потребностей в образовательных услугах.
Характеристика системы государственного управления в сфере образования
Система государственного управления в сфере образования реализуются органами публичного управления на:
- федеральном уровне;
- региональном уровне;
- муниципальном уровне.
Полномочия в сфере публичного управления в области образования распределяются между указанными уровнями публичного управления исходя из целесообразности решения тех или иных задач на соответствующем уровне.
На уровне Федерации государственное регулирование в сфере образования реализуется специальными государственными органами – Министерством образования и науки и Министерством просвещения, которые осуществляют разработку приоритетных направлений единой государственной политики в области образования и осуществляют нормативно-правовое регулирование в подведомственных сферах.
На региональном уровне формируются территориальные органы, к функциям которых относятся:
- управление в сфере образования;
- реализация единой политики на региональной территории;
- организация взаимодействия региональной системы образования с общефедеральной системой.
Указанные территориальные органы решают следующие задачи:
- обеспечивают финансовыми и техническими ресурсами систему образования в регионе;
- выдают лицензии на реализацию учебно-воспитательной работы, предоставление услуг образования;
- реализуют контрольные мероприятия в отношении подведомственных организаций.
На муниципальном уровне функционируют городские или районные органы публичного управления в сфере образования. Их функционирование направлено на:
- формирование благоприятной среды для получения общего образования на муниципальной территории;
- формирование системы контроля в отношении учебно-воспитательных организаций;
- регламентация работы учебно-воспитательных организаций и определение обеспечения приоритетных направлений развития.
Основные направления совершенствования государственного управления в сфере образования
Приоритетным направлением совершенствования государственного управления в сфере образования выступает внедрение системного стратегического управления в указанную сферу.
Так, сегодня государственное управление и совершенствование такого управления в сфере образования реализуется посредством разработки и реализации специальных стратегических и программных документов на всех уровнях публичного управления.
Министерство Просвещения сегодня продолжает разработку стратегического документа по отраслевому развитию образования в стране, в последующем будет разработана стратегия развития образования детей, в том числе стратегия воспитания, которая будет учитывать национальные цели, обозначенные главой государства для обеспечения качественного бесплатного справедливого образования с поощрением обучения в течение всей жизни.
Министерство образования и науки, в свою очередь, разрабатывает стратегию развития высшего образования в долгосрочной перспективе исходя из всех социальных потребностей и проблем в сфере образования, которые наличествуют сегодня, в том числе с ориентацией на запросы модернизации экономики.
При этом высшие учебные заведения рассматриваются как драйверы для эффективного развития региональных экономик. Региональные учебные заведения будут распределены по следующим направлениям:
- заведения, которые обеспечивают решение задач глобального превосходства;
- опорные ВУЗы, которые обеспечивают базовые потребности в кадровом, специальном, технологическом развитии региональных территорий;
- заведения, решающие задачи кадрового обеспечения и технологического развития экономических отраслей;
- заведения, которые удовлетворяют потребности населения в отношении услуг высшего образования.
В отдельных муниципальных образованиях разрабатываются собственные программы развития образования, на которые ориентируются образовательные организации территории.
Необходимо отметить, что ввиду значительного количества стратегических и программных документов в сфере образования, для эффективного решения проблем развития образования требуется координация усилий всех уровней публичного управления и реализация мероприятий общественного контроля за расходованием бюджетных ресурсов указанной сфере.