Контрольно-счетные органы субъектов РФ – это органы государственного регионального управления, ответственные за осуществление деятельности, направленной на надзор за соблюдением законности при реализации бюджетного процесса на территории конкретного региона.
Принципиальные основы функционирования контрольно-счетных органов субъектов РФ
Региональные контрольно-счетные органы государственного управления призваны реализовать на территории конкретного региона функции финансового контроля и осуществлять публичный аудит в соответствии с принципами эффективности, законности, независимости, объективности, гласности.
Контроль, осуществляемый региональными контрольно-надзорными органами государственного управления, относится к категории внешнего финансового контроля, осуществляемого государственными органами. Объектом такого контроля выступает бюджетный процесс и финансовая деятельность региональных органов государственного управления, реализуемая в рамках конкретного субъекта России. Контрольно-счетные органы региона проверяют соблюдение законодательства, регулирующего порядок формирования и использования публичных финансов и распоряжения финансовыми ресурсами в регионе.
Деятельность контрольно-счетных органов регионального уровня оценивается по таким критериям как экономичность, эффективность и действенность.
Федеральное законодательство, регулирующее функционирование контрольно-счетных органов регионального уровня, установило унифицированное правовое положение данных органов, наделив их статусом юридического лица взамен статуса структурного элемента органов государственного регионального управления законодательного характера.
К числу принципов, составляющих основу функционирования контрольно-счетных органов регионального уровня, можно отнести следующие:
- Законность, суть которой сводится к тому, что деятельность контрольно-счетных органов регионального уровня состоит в качественной реализации их задач и полномочий в сфере контроля финансов региона. При осуществлении деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня основным принципом их руководства выступают нормы права, регулирующие финансово-бюджетную сферу;
- Объективность, предполагающая обеспечение строгости соответствия служебного поведения персонала контрольно-счетных органов регионального уровня протоколам осуществления контрольных процедур. Реализация данного принципа основана на регулярной оценки эффективности и правомерности деятельности персонала контрольно-счетного органа, осуществлении самоконтроля, предотвращении случаев предвзятого отношения, поддержании беспристрастности, обеспечении обоснованности выводов по результатам процедуры проверок, подтверждении результатов доказательствами;
- Эффективность, обеспечивающая оптимальное соотношение результатов деятельности контрольно-счетных органов государственного управления регионального уровня и затрат на осуществление этой деятельности. В основе функционирования контрольно-счетных органов региона находится их продуктивность, экономичность, результативность в отношении используемых средств;
- Независимость, выражающаяся в организационной и функциональной сохранности контрольно-счетных органов региона от остальных органов государственного управления регионального уровня. В организационном смысле независимость контрольно-счетных органов региона проявляется за счет исключения влияния на их деятельность других органов государственного управления регионального уровня. Функциональная независимость региональных контрольно-счетных органов состоит в независимости их должностных лиц при осуществлении своих полномочий, исключающей воздействие и влияние на их решения;
- Гласность, выражающаяся в обеспечении общедоступности результатов контрольно-надзорной деятельности контрольно-счетных органов регионального управления. Результаты проверок бюджетного процесса региона, подлежат публикации на официальных сайтах контрольно-счетных органов, в иных средствах массовой информации.
Направления совершенствования деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня
Любая контрольная деятельность требует постоянного совершенствования, направленного на обеспечение непредвзятости и объективности при осуществлении контрольных процедур.
Совершенствование деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня обеспечивается внедрением процесса ротации персонала в систему управления кадрами данных органов. Ротация персонала призвана предотвратить формирование неформальных отношений между персоналом, осуществляющим конкретные контрольные процедуры, и объектом проверки. Постоянные изменения функций каждого работника контрольно-счетных органов регионального уровня обеспечит их беспристрастность и объективность.
Также направлением совершенствования деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня является обеспечение их согласованного функционирования, организация регулярного обмена данными, позволяющих исключить нескоординированные и повторяющиеся действия.
Росту объективности и открытости функционирования контрольно-счетных органов регионального уровня также может способствовать привлечению общества к процессу осуществления контрольных процедур. В рамках контрольно-счетных органов регионального уровня могут действовать общественные наблюдатели, имеющие соответствующую подготовку, позволяющую им проникнуть в суть контрольных процедур. Эта мера позволит повысить объективность контрольной деятельности и уровень информированности общества о расходовании финансовых ресурсов региона.
Также направлением совершенствования деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня должно выступать регулярное повышение квалификационного уровня персонала, позволяющего ему выявлять и предотвращать незаконное и неэффективное использование финансов региона.