Рынок медицинских услуг в РФ – это сегмент национального рынка социально ориентированных услуг, который опосредует предоставление услуг по предупреждению, диагностике, лечению заболеваний, консультационных услуг в области предупреждения и лечения заболеваний, а также лекарственное обеспечение лечения.
Общая характеристика рынка медицинских услуг в РФ
Прежде всего, необходимо отметить, что развитие рынка медицинских услуг имеет социальное значение: от качества и доступности медицинских услуг зависит здоровье российского населения.
Сегодня национальный рынок медицинских услуг представлен субъектами федеральной, региональной и муниципальной собственности, а также представителями частного бизнеса, то есть учредителями медицинских организаций сегодня могут быть:
- органы публичного управления федерального, регионального и местного уровней;
- организации;
- физические лица.
Все медицинские организации, как и организации, функционирующие в иных сферах, могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие. В свою очередь, коммерческие организации осуществляют медицинские услуги для извлечения прибыли, то есть функционируют в сфере наиболее востребованных среди потребителей медицинских услуг, услуг, предоставление которых приносит наибольшую прибыль. Главной целью функционирования некоммерческих медицинских организаций выступает удовлетворение социальных потребностей охраны здоровья населения. Если такие организации приносят прибыль, то она должна быть направлена на достижение целей функционирования организации.
Национальный рынок медицинских услуг представляет собой систему социально-экономических отношений между:
- производителями услуг;
- их потребителями;
- посредниками в предоставлении таких услуг, в частности страховыми организациями;
- органами, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия в сфере предоставления медицинских услуг;
- общественными организациями.
Функционирование национального рынка медицинских услуг опосредует процессы производства медицинских услуг, их распределения, обмена и удовлетворения потребностей населения в таких услугах.
Сегодня глобальной тенденцией функционирования медицинского рынка является развитие медицинского туризма. Так, например, жители Азии преимущественно Китая, Южной Кореи прибывают в Россию для получения стоматологических услуг, услуг пластической хирургии, косметологических и гинекологических услуг, что объясняется привлекательным соотношением цены и качества на указанные виды услуг. В свою очередь, российские граждане ориентированы на получение в зарубежных странах высококвалифицированной, узкоспециализированной медицинской помощи.
Характеристика состояния рынка медицинских услуг в РФ
Анализ современного состояния национального рынка услуг в области медицины позволяет отметить, что большая часть организаций, которые функционируют на национальном рынке медицинских услуг, относятся к числу государственных.
Организации частной формы собственности в сфере медицинских услуг обычно являются многопрофильными, то есть формируется как аналоги государственных поликлиник с широким спектром врачебных услуг. Это характеристика рынка услуг в области медицины связаны со следующими обстоятельствами:
- государство пытается оптимизировать систему и структуру государственных медицинских учреждений;
- медицинские услуги, предоставляемые государственными учреждениями, оцениваются потребителями как услуги низкого качества.
При этом необходимо отметить, что доля частных организаций в области медицины остается еще незначительной, требуется дальнейшее развитие частного сектора в области здравоохранения.
Тенденции развития рынка медицинских услуг в РФ
Частный рынок развивается, предлагает широкий спектр медицинских услуг; превалирующая роль на этом рынке на данный момент отведена стоматологическим услугам.
Современное развитие национального рынка в области медицины характеризуется следующими закономерностями:
- растет потребительский спрос на качество сервиса. Сегодня потребители выбирают медицинские организации, которые обеспечивают оперативный доступ к информации об организации, о специалистах, реализующих медицинские услуги, а также оперативный доступ к результатам обследования пациента. Кроме того, потребители заинтересованы в возможности удаленной записи к специалисту, в наличии сервисов «личного кабинета», а также в наличии программного мобильного обеспечения;
- растет спрос потребителей на комплексные медицинские исследования. Так, потребители заинтересованы в предоставлении системы медицинских услуг в одной организации, в том числе медицинских обследований, приема специалиста, реализации сложных диагностических услуг;
- повышаются требования потребителей к квалификации медицинских работников, технологическому обеспечению медицинской организации. Сегодня ввиду распространения информационных технологий потребители медицинских услуг получают широкий доступ к информации относительно качества медицинских услуг, характеристик инновационного медицинского оборудования и медицинских технологий, что, в свою очередь, актуализирует спрос на высокотехнологичную медицинскую помощь, оказываемую специалистами высокого уровня;
- растет спрос потребителей на медицинские услуги для предупреждения заболеваний, в том числе комплексные программы диагностики.
При этом негативными аспектами функционирования российского рынка в области медицины остаются:
- высшее образование в медицинской сфере сегодня не отвечает потребностям практики; выпускники учебных заведений не обладают необходимыми компетенциями для реализации самостоятельной медицинской деятельности;
- отсутствует эффективная система профессионального развития в медицинской сфере;
- дефицит специалистов в медицинской сфере приводит к тому, что борьба за высококвалифицированных специалистов ведется между частными организациями.