Муниципальные доходы – это совокупность денежных средств, которые зачисляются в муниципальные бюджеты согласно решениям органов муниципального управления и законодательству.
Характеристика состава муниципальных доходов
Выделение муниципальной власти в отдельный вид управления потребовало обеспечения финансовой основы ее функционирования. Одну из таких финансовых основ составляет муниципальный бюджет.
В состав доходов муниципального бюджета включаются следующие виды доходов:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Налоговые доходы муниципальных бюджетов формируется в первую очередь за счет муниципальных или местных налогов. Состав местных налогов устанавливается Налоговым кодексом России, как и порядок их исчисления, который корректируется в допускаемых аспектах органами муниципального управления представительного характера. Такие налоги обязательны к уплате на территории муниципального образования в случае отсутствия на ней специальных налоговых режимов, отменяющих часть местных налогов для применяющих их налогоплательщиков.
На текущий момент в состав местных налогов в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса относят:
- во-первых, земельный налог;
- во-вторых, налог на имущество физических лиц.
Земельный налог в муниципальный бюджет уплачивают организации и физические лица, в собственности которых находятся земельные участки. Органы муниципального управления представительного характера определяют величину налоговых ставок, сроки и порядок уплаты земельного налога, налоговые льготы, основания их применения.
Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, имеющие в собственности имущество в виде жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, сооружений и помещений.
Неналоговые доходы муниципальных бюджетов включают в свой состав:
- во-первых, доходы, которые получаются муниципальным образованием от использования имущества, признаваемого муниципальной собственностью;
- во-вторых, доходы от оказания платных услуг, которые оказываются муниципальными бюджетными учреждениями.
В состав безвозвратных и безвозмездных перечислений, образующих доходы муниципальных бюджетов, включаются следующие виды перечислений:
- во-первых, финансовая помощь из бюджетов различных уровней бюджетной системы в виде субсидий и дотаций;
- во-вторых, субвенции, направляемые в муниципальный бюджет федеральными фондами компенсаций и региональными фондами компенсаций;
- в-третьих, субвенции, направляемые в муниципальный бюджет и бюджетами других уровней бюджетной системы;
- в-четвертых, безвозмездные и безвозвратные перечисления в муниципальный бюджет и бюджетами государственных и территориальных внебюджетных фондов.
Порядок формирования доходов от использования муниципальной собственности
Муниципальные образования обладают определенным имуществом, формирующим муниципальную собственность, обеспечивающую решение задач муниципального управления и получение доходов муниципальными бюджетами.
Доходы муниципальных бюджетов от использования муниципальной собственности включают в свой состав:
- во-первых, арендную или иную плату, получаемую от сдачи во временное пользование и владение муниципальной собственности;
- во-вторых, проценты на остаток бюджетных средств, находящихся в кредитных учреждениях на счетах муниципального образования;
- в-третьих, доходы от передачи имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности, в доверительное управление или под залог;
- в-четвертых, плата за использование средств муниципального бюджета, которые предоставлены другим бюджетам, другим государствам, хозяйствующим субъектам на платной и возвратной основе.
Собственные и иные муниципальные доходы
Всю совокупность муниципальных доходов можно разделить на собственные доходы и доходы, которые получаются из федеральных и региональных бюджетов в различных формах.
В состав собственных доходов муниципалитета входят:
- средства, получаемые от самообложения населения;
- доходы в виде местных налогов и сборов;
- доходы в виде отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов;
- перечисления из бюджетов различных уровней бюджетной системы, получаемые на безвозмездной основе;
- доходы от муниципального имущества;
- отчисления от прибыли муниципальных предприятий, которые остаются после налогообложения и прочих обязательных платежей, рассчитываемых в соответствии с нормативами, утвержденными органами муниципального управления представительного характера;
- часть доходов органов муниципального управления и муниципальных учреждений от оказания платных услуг населению;
- штрафы, которые согласно федеральному и региональному законодательству устанавливается органами муниципального управления;
- прочие поступления, предусмотренные федеральным, региональным и местным законодательством.
Собственные доходы муниципальных бюджетов включают в себя субвенции, которые предоставляются из бюджетов других уровней. Размер субвенций определяется законодательством того уровня, к которому относится бюджет, предоставляющий эти субвенции.
Особое место в системе доходов муниципалитета занимают доходы муниципальных бюджетов, получаемые за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Нормативы таких отчислений устанавливаются бюджетным законодательством.
Нормативы отчислений носят единообразный характер для всех видов поселений и муниципальных районов. Нормативы отчислений в муниципальные бюджеты от региональных налогов устанавливаются региональными законами. Нормативы могут отличаться по видам муниципальных образований.
Местные налоговые и неналоговые доходы, а также постоянные муниципальные доходы, составляют примерно 30% от общей суммы доходов муниципальных бюджетов. Остальную часть доходов муниципальные бюджеты получают в виде дотаций, трансфертов, регулирующих налогов, субвенций из других бюджетов.