Понятие стратегического управления
Стратегическое управление – это:
- набор решений и действий, направленных на формирование и выполнение стратегий, разработанных для достижений целей организации;
- процесс установления и определения связей организации и ее окружения, который проявляется достижением поставленных целей и попытками достижения желаемого состояния взаимоотношений с окружающими через распределение ресурсов, позволяющее действовать организации и всем ее подразделениям результативно;
- процесс управления, направленный на осуществление миссии организации через управление взаимодействием организации и ее окружения;
- управление предприятием, базирующееся на человеческом потенциале как основы организации, ориентирующей деятельность производства на запросы потребителей, гибко реагирующих и проводящих своевременные изменения внутри организации;
- постоянный процесс решения пяти задач: развитие и формулирование целей; формирование стратегии; стратегическое планирование; реализация стратегического плана; оценка деятельность, анализ изменений и дальнейшая корректировка стратегии.
Стратегическое управление – это тип управления организацией, базирующийся на человеческом потенциале как основе организации, ориентирующийся в производственной деятельности на запрос потребителей, гибко регулирующий и производящий ряд своевременных изменений, отвечающих на вызов со стороны окружения.
Стратегическое управление – это комплексное понятие, состоящее из стратегического маркетинга, стратегического и долгосрочного планирования, и контроля за реализацией стратегии.
В отдельных работах подсистемы стратегического управления состоят также из оперативного управления реализацией стратегических планов. Например, такая точка зрения содержится в труде д.э.н. проф. Р. А. Фатхутдинова. «Стратегический менеджмент». И. Ансофф и Г. Минцберг в процессе определения содержательной стороны стратегического правления рассматривали его методологию, состоящую из двух взаимодействующих подсистем:
- управление стратегическими возможностями, состоящее из анализа и выбора стратегической позиции, то есть запланированной стратегии;
- оперативное управление проблемами реального временного масштаба, позволяющее своевременно отвечать неожиданным изменениям, то есть реализуемая стратегия.
Основные концепции стратегического управления городским развитием
Традиционной концепцией стратегического управления городским развитием можно считать используемую в СССР с середины ХХ века концепцию построения Генеральных планов развития городов, основанных на пятилетних планах и основных направлениях экономического и социального развития государства. Существуют концепции стратегического управления, которые основаны на применении методологии программно-целевого планирования и управления. Работы академиков Моисеева Н.Н. и Поспелова Г.С. помогли сформулировать отечественную научную теорию программно-целевого планирования социально-экономического развития государства. Целевые программы рассматривали в качестве метода реализации наиболее важных государственных функций.
Обобщая все положительные и отрицательные черты традиционных концепций стратегического планирования и управления, понимая, что их реализация в современном мире, скорее всего не возымеет успеха, можно сделать вывод, что целесообразно обратиться к другим концепциям, которые еще не стали традиционными для построения управленческих систем, более адекватных и приспособленных к современному уровню развития. В общем виде все нетрадиционные концепции могут быть отнесены к нескольким группам:
- ресурсно-ориентированным концепциям стратегического развития;
- индустриально-экономическая концепция;
- системно-ориентированные концепции;
- концепция построения сбалансированных систем показателей;
- системно-интеграционные концепции.
В настоящее время при определения будущего рассматриваемой территории используют разного рода научные инструменты – методы, подходы и институты. Чаще других используют сценарный и программно-целевой методы, а также экспертные оценки, генетический, теологический и технологический форсайты. Многие исследователи используют линейное программирование, «циклы Кондратьева», то есть метод больших циклов экономической конъюнктуры, продолжительностью 48-55 лет, а также индикативное планирование.
Чтобы обеспечить комплексный подход к определению будущего территории, как эффективного инструмента, или института, предлагают использовать новый метод, названный «интегративным стратегическим развитием территории». Интегративное стратегическое развитие территорий является объединением знаний территориальных активностей об эффективном долговременном развитии территории и превращение этой информации в практику скоординированных действий на основании добровольности и социальной ориентированности.
Перед территориями, которые продолжительно время живут в условиях воздействия стратегических планов, встает проблема актуализировать имеющиеся документы, то есть обновления, чтобы привести их в соответствие с новыми жизненными реалиями. Эти территории должны проводить актуализацию так, чтобы была возможность обеспечивать перевод существующих у них стратегий развития в новое качественное состояние, а именно в интегративное стратегическое развитие территории.
Полноценное интегративное стратегическое развитие территорий становится возможным только тогда, когда в нем будет развита соответствующая интеллектуальная, нравственная, мотивационная, психологическая и институциональная среда. На сегодняшний день, широко используют понятие стратегического планирования, которого нет в Бюджетном кодексе России.