Социальные и коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении – это реализуемые в системе публичного управления инновационные методы и инструменты повышения эффективности и открытости управленческих процессов, которые предполагают информатизацию системы публичного управления для повышения оперативности и эффективности информационного обеспечения управленческих решений, налаживания эффективных каналов связи с населением и внедрение инструментов стратегического планирования, управления по результатам и управления в соответствии с социальными запросами.
Значение социальных технологий в государственном и муниципальном управлении
Социальные технологии в публичном управлении предполагают, что управление строится в долгосрочной перспективе на научно и практически обоснованной базе посредством разработки и реализации комплекса стратегий, программ, мероприятий и пр.
Иными словами, объекты управления рассматриваются в системе, в долгосрочной перспективе. Это, в частности, находит отражение в разработке стратегий и программ развития муниципальных, региональных территорий, территории Федерации в целом.
При таком подходе ресурсы государства аккумулируются для решения конкретных целей и задач публичного управления в определенные сроки, при этом акцент делается на эффективность управления, то есть на достижение максимальных результатов при минимальных затратах ресурсов.
Содержание социальных технологий в государственном и муниципальном управлении
Внедрение социальных технологий в государственное и муниципальное управление предполагает выстраивание системы публичного управления федерального, регионального и муниципального уровней на общих принципах социальной ориентированности, ориентированности на результат. Это, в свою очередь, предполагает оптимизацию процессов планирования, прогнозирования социальных явлений, разработки и реализации стратегических и программных документов, развитие и оценку эффективности публичного управления при реализации таких стратегий и программ, что требует:
- установления параметров оценки общественных процессов, которые позволяют определить текущее состояние объекта управления, определить плановые параметры развития объекта управления и определить эффективность действий государственных и муниципальных органов, направленных на обеспечение достижения плановых параметров;
- формирование эффективной технической и организационной среды для сбора, обработки и анализа информации, обеспечивающей управленческий процесс, и обмена такой информацией между отдельными звеньями системы публичного управления;
- разработка и реализация на единых началах стратегических и программных документов развития федеральной, региональной и местной территории.
Значение коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении
В современном обществе информация становится все более важным ресурсом, доминирующим фактором в развитии государственной, региональной и местной территории. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, как в систему публичного управления, так и в частную сферу позволяет решить задачи оптимизации управленческих процессов, а именно:
- повышает оперативность и качество информационного обеспечения управленческих решений, в том числе оптимизирует процессы сбора, анализа и исследования информации относительно управленческой проблемы и вариантов ее устранения;
- позволяет преодолеть дублирование, избыточность управленческих функций;
- повышает доступность и открытость информации об управленческих процессах в системе публичного управления для всех заинтересованных субъектов, прежде всего, для населения;
- позволяет наладить эффективные каналы связи для включения населения в разработку и реализацию управленческих решений.
Концепция электронного правительства в западных развитых странах начала формироваться в конце 1990-х гг., с середины 2000-х гг. вопросы внедрения коммуникационных и информационных технологий в систему публичного управления стали разрабатываться в России.
Итак, внедрение коммуникационных информационных технологий представляет собой использование инновационных управленческих решений в государственном и муниципальном управлении для обеспечения эффективности и открытости деятельности должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти.
Сегодня вопросы внедрения коммуникационных информационных технологий в государственное и муниципальное управление являются центральным направлением внутренней политики в России. С 2002 г. реализуются стратегические программы по информатизации системы публичного управления.
Содержание информационных технологий государственного и муниципального управления
Информатизация государственного и муниципального управления сегодня проводится по следующим основным направлениям:
- расширение перечня государственных и муниципальных услуг, которые можно получить в электронной форме;
- формирование общедоступной для всех элементов системы публичного управления информационной базы, выстраивание эффективных каналов обмена информацией между отдельными звеньями системы публичного управления;
- формирование эффективно функционирующих электронных порталов должностных лиц и органов государственного и муниципального управления.
Внедрение информационных технологий в систему государственного и муниципального управления позволит не только оптимизировать процессы принятия управленческих решений, но и повысить открытость и доступность информации об управленческих процессах для населения. Это, в свою очередь, позволит обеспечить эффективный общественный контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов и должностных лиц, повысить ориентированность системы государственного и муниципального управления на социальные запросы и пр.