Унитарные предприятия в муниципальных образованиях – это коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником – муниципальным образованием, от имени которого права собственника имущества предприятия реализуют органы местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной актами местного нормотворчества.
Общая характеристика системы управления унитарными предприятиями в муниципальных образованиях
Действующим федеральном законодательством, определяющим принципы организации местного самоуправления в стране, определено, что экономическая основа местного самоуправления представлена:
- имуществом, составляющим муниципальную собственность;
- имущественными правами муниципалитетов.
В соответствии с законодательством органы муниципалитета наделены правами владения, пользования и распоряжения имуществом, составляющим собственность муниципалитета, от имени муниципалитета. Также действующим законодательством установлено право муниципалитетов на формирование муниципальных учреждений и предприятий. При этом цели, условия и процедура деятельности, а также устав и порядок назначения руководителя такого предприятия законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Создаваемые муниципалитетами муниципальные предприятия выступают юридическими лицами, наделенными ограниченным вещным правом на имущество, которое передано им муниципалитетом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, унитарные предприятия в муниципальных образованиях являются самостоятельными субъектами экономических отношений, наделенными самостоятельностью сфере управления и финансами, и имуществом, переданным в их распоряжение.
Значение муниципальных унитарных предприятий обусловлено следующими обстоятельствами:
- муниципалитеты, обладая имуществом, должны в интересах местного населения обеспечивать эффективное использование такого имущества, так как доходы от использования муниципального имущества выступают одним из источников бюджетных доходов. Также непосредственное участие муниципалитетов в реализации хозяйственной деятельности в связи с особым правовым положением либо невозможно, либо ограничено, и потому включение муниципального имущества в гражданский оборот, в частности использование его для реализации хозяйственной деятельности, возможно посредством закрепления такого имущества на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями;
- в составе муниципальной собственности наличествует имущество, которое отнесено законодательством к объектам, ограниченным к обороту или изъятым из оборота, соответственно, для управления таким имуществом необходимо формирование специальных конструкций, в частности муниципальных учреждений и предприятий.
Итак, муниципальное унитарное предприятие выступает формой опосредованного участия муниципалитета в хозяйственной деятельности, предполагающее обособление части муниципального имущества и закрепление его за соответствующей правовой конструкцией для включения в гражданской оборот.
Специфика системы управления унитарными предприятиями в муниципальных образованиях
Собственник имущества унитарного предприятия в муниципальном образовании наделен правом получать часть прибыли от использования муниципального имущества, являющегося объектом ограниченного вещного права. Муниципальное унитарное предприятие перечисляет в муниципальный бюджет часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налоговых отчислений и других обязательных платежей.
Муниципальное образование как собственник имущества муниципального унитарного предприятия реализует следующие управленческие права в отношении предприятия:
- устанавливает цели, объект и виды хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
- согласует участие муниципального предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих юридических лиц;
- устанавливает процедуру составления, утверждения и определения параметров планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- создает уставный фонд;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и другие виды отчетности унитарного предприятия;
- согласует распоряжение объектами недвижимости и совершение других гражданско-правовых сделок;
- утверждает параметры экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а также осуществляют контроль достижения таких параметров.
Необходимо отметить, что полномочия по управлению унитарными предприятиями муниципальных образований в законе определены не исчерпывающе и могут быть дополнены в актах местного нормотворчества.
Широкие права муниципалитетов по управлению деятельностью унитарных предприятий в муниципальных образованиях позволяют говорить о том, что хозяйственная деятельность таких предприятий напрямую зависит от решений, принимаемых муниципалитетом. О результатах деятельности унитарного предприятия в муниципальном образовании руководитель предприятия отчитывается перед муниципалитетом в соответствии с процедурой, установленной актами местного нормотворчества.
Объем прав собственников имущества унитарных предприятий в муниципальных образованиях определен целями учреждения таких предприятий, которые условно можно разделить на следующие направления:
- обеспечение реализации убыточной на рынке хозяйственной деятельности, субсидируемой публично-правовым образованием, а также производства видов продуктов, изъятых из оборота или ограничено оборотоспособных;
- решение социальных задач муниципалитета;
- необходимость управления имуществом, которое не может быть приватизировано.
Таким образом, унитарные предприятия в муниципальных образованиях представляют собой инструменты организации и реализации хозяйственной деятельности муниципалитета для решения задач местного самоуправления посредством эффективного использования имущества муниципалитета.