Организация системы органов управления охраны окружающей среды
Система органов управления охраны окружающей среды – это органы публичного управления специальной компетенции федерального и регионального уровней, на которые возложены задачи по выработке и реализации политики страны в области исследования, воспроизводства и охраны ресурсов природы, а также а также их нормативно-правовому регулированию.
Проблемы рационального природопользования, охраны, восстановления природной среды и обеспечения безопасности страны в области экологии согласно положениям основного закона отнесены к совместному ведению федеральных органов публичного управления и региональных органов публичного управления. При этом, очевидно, что эффективное управление охраной окружающей среды связано, прежде всего, с оптимальным балансом в распределении управленческих задач и полномочий между различными уровнями органов публичного управления.
Организация системы охраны природной среды и управления природопользованием в стране на федеральном уровне вверена системе органов специальной компетенции, возглавляемых Министерством природных ресурсов и экологии. Министерству подведомственны различные федеральные службы и агентства, а также государственные организации, которые решают задачи охраны природной среды, ее воспроизводства. Кроме того, отдельные полномочия в сфере охраны природной среды возложены на Министерство сельского хозяйства и подведомственные ему органы и организации.
Так, Министерство, прежде всего, выполняет задачу по выработке государственной политики в области природопользования и экологии, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование правоотношений в области охраны природной среды. Федеральные службы решают задачи контроля и надзора в области безопасного природопользования. Федеральные агентства, в свою очередь, реализуют правоприменительные функции. Учреждения, которые подведомственны Министерству отвечают за организацию безопасного функционирования заповедников, национальных парков и пр.
Важная роль в управлении рациональным природопользованием и охране окружающей среды сегодня отводится органам публичного управления регионального уровня, которым передан значительный объем полномочий Федерации в области охраны лесного хозяйства, водных ресурсов, в сфере охоты. Кроме того, органы публичного управления регионального уровня выполняют отдельные задачи в области управления недрами на уровне местных сообществ, формируют и охраняют природные территории с присвоением статуса особо охраняемых на региональном уровне.
Министерство природных ресурсов в системе органов управления охраны окружающей среды
Минприроды реализует следующие полномочия в области управления охраны окружающей среды:
Внесение в Правительство страны проектов актов федерального законодательства и актов подзаконного нормотворчества, в том числе указов главы страны, постановлений и распоряжений Правительства, иных актов подзаконного характера в области охраны окружающей среды, в том числе по направлениям деятельности подведомственных Министерству служб и агентств;
Внесение в Правительство плана на год в отношении деятельности Министерства и представление документов, содержащих прогнозы в отношении показателей деятельности Министерства;
Во исполнение положений основного закона, актов федерального законодательства и подзаконного нормотворчества принятие нормативных актов в подведомственной сфере управления, в том числе:
- регулирующих процедуру учета и ведения реестра по исследованию недр, как для целей, связанных с добычей, так и для целей, не связанных с добычей, а также процедуру выдачи лицензий на использование недр;
- регулирующих процедуру постановки на баланс государства запасов природных ресурсов и списания их с баланса;
- регулирующих процедуру ведения баланса запасов полезных ископаемых;
- регулирующих процедуру ведения кадастра месторождений полезных ископаемых;
- регулирующих процедуру переоформления лицензионных документов для использования участков недр и др.;
Организация разработки и доведения до сведения заинтересованных субъектов доклада относительно состояния природной среды и состояния ее охраны. Такой доклад готовится ежегодно;
Разработка и ведение перечня методик, которые используются для расчета выброса вредного вещества в воздух;
Ведение Красной книги;
Определение размеров территории, которые могут использоваться в качестве охотничьих угодий одним лицом или несколькими лицами;
Согласование лимитов добычи диких животных;
Согласование квалификационных требований в отношении отдельных должностей органов публичного управления регионального уровня, которым переданы федеральные полномочия в области охраны охотничьих ресурсов;
Осуществление охраны и восстановление объектов животного мира, которые располагаются на федеральных особо охраняемых территориях;
Реализация охраны водных ресурсов, расположенных на федеральных особо охраняемых территориях;
Ведение кадастра особо охраняемых федеральных территорий;
Принятие решений об учреждении охранных зон на территории заповедников, национальных парков и определения границ таких территорий;
Согласование отдельных аспектов социально-экономического развития хозяйствующих субъектов и населенных пунктов, которые располагаются на территории национальных парков;
Выдача в соответствии с установленной в нормативных актах процедурой разрешения на строительство объектов или реконструкцию объектов в границах особо охраняемых федеральных территорий;
Определение инструментов предупреждения распространения вредных организмов;
Согласование структуры органов публичного управления регионального уровня, которые осуществляют федеральные полномочия в области экологических экспертных исследований, в области охоты и пр.