Понятие и признаки органов административного управления
Органы административного управления – это система органов, сформированная в рамках административного законодательства с целью осуществления полномочий от имени государства в границах установленной компетенции административно-публичной деятельности.
Под административными органами, как правило, поднимаются органы государственного управления исполнительного характера.
Орган административного управления отвечает следующим признакам - он:
- выступает в качестве индивидуального субъекта или организации, осуществляющей свою деятельность от имени государства, его субъектов или муниципальных образований для реализации их общих интересов;
- создается с целью осуществления деятельности административно-публичного характера с выделением собственной компетенции;
- наделен определенной совокупностью властно-публичных полномочий нормотворческих, распорядительных или охранительно-защитных;
- осуществляет деятельность административно-публичного характера за счет использования системы специальных методов административно-правового содержания.
Направления деятельности органов административного управления
Органы административного управления призваны осуществлять деятельность по различным направлениям, в числе которых можно выделить семь основных.
В качестве направлений деятельности органов административного управления можно обозначить следующие:
- деятельность по исполнению решений;
- обслуживающая деятельность;
- регулирующая деятельность;
- деятельность по осуществлению лицензирования;
- деятельность по сбору информации;
- деятельность дискреционного характера, предусматривающая возможность осуществление действий по собственному усмотрению в рамках существующего законодательства;
- деятельность по осуществлению экспертизы.
Органы административного управления любого уровня, как правило, заняты выполнением, как минимум, двух из перечисленных функций.
Характеристика функций системы органов административного управления
В качестве первичной функции большинства административных органов управления выступает исполнение и претворение в жизнь принятого в стране законодательства, а также единой политики, выработанной органами исполнительной власти. В этой функции собственно и воплощается суть администрирования. Примером такого администрирования выступает финансирование системы здравоохранения и социального развития в различных странах. К примеру, США осуществляет перераспределение федеральных фондов по отношению к штатам с целью финансирования различных программ благосостояния. Принятие решения об объеме перенаправляемых средств в отношении каждого штата возложено на департамент здравоохранения, который реализует также надзорную деятельность, контролируя использование выделенных средств по назначению. В Великобритании контроль системы здравоохранения осуществляется службой национального здравоохранения, которая надзирает за медицинской подготовкой, патентуя медицинских работников, управляя больничным учреждениями и так далее. В практике российского административного управления в системе здравоохранения контроль распределения средств в отношении отдельных субъектов федерации в сфере здравоохранения возложен на Министерство здравоохранения, которое также контролирует подготовку медицинских кадров, надзирает за функционированием медицинских учреждений.
Деятельность административных органов управления воплощает общественную политику, обеспечивая исполнения политических решений. Административная власть осуществляет разработку принципиальных основ управления. В демократических государствах административные обязанности органов управления подразумевает проведение своеобразных рекламных кампаний их деятельности, направленных на убеждении населения в необходимости той или иной программы развития. Примером такой пропаганды деятельности органов государственного административного управления выступают ролики, посвященные безопасности движения на дорогах, необходимости формирования собственных пенсионных накоплений, профилактики пожаров и так далее.
Обслуживающая деятельность органов административного управления осуществляется за счет предоставления населению определенных услуг или информации по функциональным направлениям. К числу обслуживающих органов административного управления можно отнести метрологическую службу, некоторые части системы здравоохранения, финансируемые государством, службу занятости и так далее.
Регулирующая деятельность органов административного управления обеспечивает поддержку благосостояния граждан. В России к такой службе можно отнести Федеральную службу по труду и занятости, ответственную за осуществление контрольно-надзорной деятельности в трудовой сфере, обеспечение занятости, возможности альтернативного несения гражданской службы и так далее.
Деятельность органов административного управления по лицензированию носит регулирующий характер. Она устанавливает минимальные ограничения и стандарты для осуществления определенных видов деятельности.
Функция сбора информации выступает в качестве важнейших функции органов административного управления. Эта информация используется для определения фактов нарушения законодательства и принятия политических решений. Примером административной деятельности по сбору информации выступают расследование, проводимые Министерством природных ресурсов и экологии.
Дискреционная деятельность органов административного управления обеспечивает наличие возможности принятия самостоятельных решений, ограничивающихся только рамками законодательства. Наличие закона обязывает органы административного управления следовать ему в обязательном порядке.
Экспертная деятельность органов административного управления предполагает оценку функционирования различных объектов и субъектов с точки зрения опасности такого функционирования и его законности.