Система исполнительной власти в РФ – это относительно обособленное направление публичного управления, функционирующее наряду с законодательной и судебной властями, и соответствующая система должностных лиц и органов публичного управления, объединяющая федеральные органы, их территориальные представительства и региональные органы управления, обеспечивающее исполнение законов и социально-экономическое развитие территорий.
Понятие и значение системы исполнительной власти в РФ
Концепция организации публичного управления демократического государства предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при наделении каждой из них системой сдержек и противовесов для недопущения захвата всей полноты власти одной из ветвей.
В соответствии с положениями действующей Конституции РФ система публичного управления страной представлена:
- системой государственного управления;
- системой муниципального управления (местного самоуправления).
В свою очередь, система государственного управления представлена как система законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, система государственного управления представляет собой двухуровневую структуру в соответствии с федеративным устройством.
Так, система исполнительной власти в РФ включает:
- должностных лиц и органы публичного управления федерального уровня и их территориальные подразделения в регионах;
- региональные органы управления.
Система исполнительной власти в РФ характеризуется следующими признаками:
- легальность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют исключительно в рамках Конституции и федерального законодательства;
- легитимность. Названная характеристика предполагает, что избрание, назначение должностных лиц и формирование органов исполнительной власти в соответствии с законодательно регламентированной процедурой;
- независимость. Названная характеристика предполагает, что система исполнительной власти в РФ не подчиняется иной власти, однако при этом на нее распространяется требование функционировать исключительно в законодательно очерченных рамках;
- самостоятельность. Названная характеристика системы исполнительной власти в РФ предполагает, что никакие иные органы публичного управления не могут принимать на себя функции исполнительной власти;
- универсальность. Названная характеристика предполагают, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют непрерывно на всей территории страны;
- наличия права принуждения. Названная характеристика предполагает возможность использования принуждения для обеспечения реализации требований законодательства;
- системность. Названная характеристика исполнительной системы власти в РФ предполагает, что она функционирует как иерархическая структура соподчиненных взаимосвязанных должностных лиц и органов публичного управления;
- подзаконность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти разрабатывают в рамках, очерченных законом, собственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию законов и др.
Структура системы исполнительной власти в РФ
Основы организации государственного управления в стране определяют положения Конституции РФ, согласно которым государственное управление реализуется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Структуру исполнительной власти в государстве возглавляет федеральное правительство, вопросы формирования и функционирования которого регулируются федеральным конституционным законом. Правительство представляет собой орган государственного управления, который осуществляет исполнительную власть коллегиально и возглавляет единую структуру исполнительной власти в стране.
Непосредственно структура государственной исполнительной власти фиксируется подзаконным правовым актом – указом главы государства. Так, на сегодняшний момент действует указ главы государства о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с приведенным указом государственные исполнительные органы представлены:
- министерствами, службами, агентствами федерального уровня, руководство которыми осуществляет глава государства, а также службами и агентствами федерального уровня, подведомственными министерствам. Это, в частности, министерства внутренних дел, обороны и др.;
- министерствами федерального уровня, подведомственными федеральному правительству, а также службами и агентствами федерального уровня, которые подведомственны указанным министерствам. Это, в частности, министерства здравоохранения, культуры, просвещения и др.;
- службами и агентствами федерального уровня, руководство в которых реализуется федеральным правительством.
На уровне региона функционируют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и собственно региональные исполнительные органы.
Так, на уровне региона функционирует собственная система исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Структура исполнительных органов регионального уровня определяет высшее должностное лицо региона в соответствии с уставом или конституцией региона.
Высший исполнительный орган в регионе – это постоянно действующее правительство, администрация и пр., основной функцией которых выступает обеспечение исполнения:
- положений Конституции, федерального законодательства и федеральных нормативно-правовых актов;
- положений устава или конституции, законов и иных нормативно-правовых актов региональных территорий.
Высший исполнительный орган региональной территории реализует свои полномочия:
- для обеспечения социально-экономического развития территории;
- для содействия в реализации общефедеральной политики в области науки, образования, финансов, медицины, экологии, социального обеспечения.
Кроме того, в отдельных сферах публичного управления формируются исполнительные органы специальной компетенции, функционирующие на региональной территории.