Система государственного регулирования рынка земли и недвижимости – это совокупность органов государственного управления, принципов и инструментов осуществления регулирующих мероприятий в отношении земельных угодий и объектов недвижимости.
Особенности государственного регулирования рынка земли и недвижимости
Общая система государственного регулирования экономических процессов включает в себя подсистему государственного регулирования рынка недвижимости и земли.
Структура этой системы включает в себя:
- во-первых, органы государственного управления, реализующие государственную политику в сфере земли и недвижимости;
- во-вторых, механизмы управления рынком недвижимости и земли, включающие в себя государственные меры, методы, виды и формы управления, направленные на обеспечение соблюдения интересов населения и отдельных граждан при распределении, использовании, сохранении земельных угодий России, а также находящихся на них объектов недвижимости.
Причины необходимости государственного регулирования рынка недвижимости и земли
Государственное регулирование рынка недвижимости и земли является объективной необходимостью. Необходимость осуществления государственного регулирования данного рынка обусловлена следующими причинами:
- во-первых, земля выступает в качестве ограниченного природного ресурса, что требует учитывать интересы всех участников рынка, общественные интересы при распределении и использовании земельных ресурсов;
- во-вторых, земельные угодья России нуждаются в охране в качестве места общего проживания граждан страны;
- в-третьих, территориальное развитие страны нуждается в регулировании или выравнивании его уровня;
- в-четвертых, отдельные отрасли народного хозяйства, находящиеся в четкой взаимосвязи с земельными ресурсами (к примеру, лесное, сельское и водное хозяйство), нуждаются в государственной поддержке;
- в-пятых, безопасность страны, как на внешнем, так и на внутреннем уровне требует государственного управления рынком земли и недвижимости;
- в-шестых, наличие социально-экономических проблем, которые требуют решения со стороны государственной власти, включая вопрос обеспечения населения земельными участками;
- в-седьмых, необходимость нивелирования сбоев рынка недвижимости и земли.
Основные задачи государственного управления рынком недвижимости и земли
Государство в сфере управления рынком недвижимости и земли должно решать следующие задачи:
- обеспечение ускорения экономического роста;
- обеспечение роста благосостояния населения;
- обеспечение рационального и эффективного использования земельных и имущественных активов страны;
- обеспечение экологической безопасности и охраны земель.
Для достижения состояния решения указанных задач необходимо формирование системы государственного регулирования рынка недвижимости и земли, способной эффективно функционировать. Эта система управления рынком недвижимости и земли должна основываться на определенных принципах управления и функционирования.
Принципы государственного регулирования рынка недвижимости и земли
На формирование принципов государственного регулирования рынка недвижимости и земли влияют следующие особенности:
- во-первых, государственное регулирование данного рынка имеет трехуровневую структуру, включающую в себя федеральный и региональные власти, а также муниципальный уровень управления;
- во-вторых, земля в рамках государственного регулирования рассматривается как природный объект, природный ресурс и объект недвижимости;
- в-третьих, государство присутствует на данном рынке одновременно в качестве участника и регулятора.
К числу принципов государственного регулирования рынка недвижимости и земли можно отнести следующие:
- принцип равноправия и многообразия форм собственности на объекты земли и недвижимости;
- приоритетность государственных интересов при решении вопросов распределения, использования и застройки земельных угодий;
- принцип рациональности использования земли и охраны земельных ресурсов;
- принцип разграничения полномочий регулирования рынка недвижимости и земли;
- принцип поддержки баланса земель, различающихся по категориям;
- принцип эффективного управления земельно-имущественными активами.
В настоящее время система государственного управления рынком недвижимости и земли находится под воздействием следующих изменений:
- во-первых, произошло смещение функции определения стратегии данного рынка к Министерству экономического развития России, хотя раньше эту функцию выполняло Министерство имущества России;
- во-вторых, функции Министерства имущества России были переданы Министерству экономического развития, в том числе в отношении нормативно-правового регулирования рынка недвижимости и земли. Правоприменительная функция этого Министерства отошла Федеральному агентству, осуществляющему управление федеральным имуществом. Данный орган подведомственен Министерству экономического развития;
- в-третьих, преобразование Федеральной службы земельного кадастра в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Частично функции службы были переданы Министерству экономического развития, а новое агентство осуществляет ведение градостроительного кадастра и проведение инвентаризации недвижимости;
- в-четвертых, упразднение Федеральной службы картографии и геодезии, последующее возрождение в виде Федерального агентства, имеющего практически аналогичные функции, и так далее.
В настоящее время государственные власти стремятся к переведу тех или иных отраслей народного хозяйства на режим саморегулирования. Не является исключением и рынок недвижимости и земли. Саморегулирование данного рынка призвано снять нагрузку с государственной власти, оставив за ней только часть контрольных полномочий и функцию нормативно-правового регулирования.