Сельские сходы и собрания граждан – это формы прямого народовластия, состоящие в решении значимых вопросов местного самоуправления непосредственно населением путем прямого сбора в конкретном месте для обсуждения и вынесения решения.
Основания проведения сходов и собраний граждан
Порядок проведения сходов граждан регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Сход граждан проводится в случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством. К числу этих случаях следует отнести:
- во-первых, решение населением поселения вопросы изменения границ муниципального района, включающего в свой состав рассматриваемый населенный пункт. Сход граждан проводится в том случае, если территория рассматриваемого населенного пункта по результатам принятия решения может быть отнесена к территории другого поселения;
- во-вторых, при решении вопроса преобразования или изменения границ поселения в том случае, если роль представительного органа в этом поселении возложена на сход граждан;
- в-третьих, при решении вопроса относительно образования представительного органа управления поселением, численности членов этого органа, сроках их полномочий населением поселения, в котором роль представительного органа возложена на сход граждан при превышение численности населения этого поселения, наделенного избирательным правом, 100 человек;
- в-четвертых, при принятии решения по вопросам относительно введения или использования средств самообложения населением поселений, в которых роль представительного органа управления муниципального уровня возложена на сход граждан. Аналогичное правило касается населенных пунктов, входящих в состав поселений, внутригородских районов, внутригородских территорий федерального уровня, муниципальных округов, городских округов или населенных пунктов, находящихся на межселенных территориях муниципальных районов;
- в-пятых, при решении вопросов определения структуры органов муниципального управления вновь созданным поселением, в том случае если оно расположено на межселенной территории при наличии инициативы населения о создании поселения при численности жителей, наделенных избирательным правом, менее 300 человек;
- в-шестых, при решении вопроса упразднения поселения, если оно расположено на территории, имеющей низкую плотность сельского населения, либо в труднодоступной местности, при численности населения менее 100 человек;
- в-седьмых, при решении вопроса выдвижения кандидатуры старост сельских населенных пунктов или досрочного прекращения их полномочий в сельских населенных пунктах.
Сельские сходы могут проводиться также для выдвижения кандидатур членов конкурсных комиссий, задача которых состоит в проведении конкурсов, направленных на замещение должностей муниципальной службы в предусмотренных федеральным законодательством случаях.
Правомочность сельского схода и собрания граждан определяется участием в них более 50% граждан, наделенных избирательным правом. Если населенный пункт не имеет возможности обеспечения одновременного совместного присутствия на сходе граждан более 50% населения, наделенного избирательным правом, проведение схода граждан допускается поэтапно. При этом на такое поэтапное проведение схода граждан отводится не более одного месяца с момента принятия решения о его проведении.
Поэтапное проведение схода граждан не допускает возможности повторного участия граждан в нескольких этапах схода.
Решение схода граждан принимается при получении в его пользу более 50% голосов участников схода.
Особенности схода граждан, исполняющего полномочия органа муниципального управления представительного характера
Те поселения, численность наделенных избирательным правом жителей которых не превышает 100 человек, могут осуществлять решение вопросов, имеющих местную значимость, сходом граждан. Аналогичное правило распространяется на поселение, численность жителей находится в пределах от 100 до 300 человек. Правомочность схода жителей таких поселений определяется участием в них более 50% жителей, наделенных избирательным правом.
Сход граждан в таких поселениях наделяется полномочиями органа муниципального управления представительного характера. Созыв схода граждан осуществляется: либо самостоятельно главой поселения, либо в соответствии с инициативой группы жителей более 10 человек.
Правовую основу осуществления схода граждан устанавливает устав муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования о проведении схода граждан необходимо заблаговременное оповещение его участников о времени и месте проведения мероприятия. Также население должно быть предварительно ознакомлено с проектами муниципальных правовых актов и иными материалами, по которым требуется принятие решения схода граждан.
Выборные должностные лица муниципального образования обязаны участвовать в сходе граждан.
Роль председателя на сходе граждан может возлагаться:
- во-первых, на главу муниципального образования;
- во-вторых, на другое лицо, которое избирается сходом граждан.
Для принятия решения по результатам схода граждан необходимо, чтобы в его пользу было отдано 50% голосов от присутствующих на сходе.
Решения, принятые сходом граждан муниципального образования, имеют обязательный к исполнению характер на территории поселения.
Организация исполнения решений, принятых сходом граждан, возлагается на органы муниципального управления исполнительного характера и должностных лиц муниципального управления. Ответственность за исполнение решений, принятых на сходе граждан, определяется в соответствии с полномочиями органов муниципального управления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования.
Результаты схода граждан, в том числе принятые этим сходом решения, подлежат обязательной публикации.
Особенности проведения собраний граждан
Российские граждане наделены правом проведения собраний для организации решений вопросов, имеющих местную значимость, а также иных территориальных вопросов.
Инициатором собраний граждан могут выступать: население, органы муниципального управления представительного характера, главы муниципалитетов.
Назначение собрания граждан осуществляется органом муниципального управления представительного характера.
Организационные аспекты проведения собраний граждан регулируются положениями устава муниципального образования.
Органы муниципального управления обязаны рассматривать обращения граждан по результатам собрания.
Результаты собрания граждан подлежат обязательной публикации.