Истоки самоуправления в дореволюционной России
На современном этапе развития науки муниципального управления среди специалистов не существует единого подхода к пониманию периода зарождения самоуправления на территории России. Некоторые специалисты рассматривают в качестве такого периода зарождение общинного строя у славянских народов. Другие специалисты обращаются к X-XI векам, считая традиции решения местных вопросов на вече истоком российского самоуправления. Еще одна группа специалистов называет начальным этапом формирования российского самоуправления или первую земскую реформу царя Ивана IV, осуществленную им в середине XVI века, или реформы Петра Великого, создавшего магистраты, или реформы Екатерины II, учредившей ландраты.
В качестве важнейшего этапа становления местного самоуправления в России выделяют деятельность императора Александра II, осуществившего крестьянскую реформу в 1861 году, земскую реформу в 1864 году и городскую реформу 1870 года. В результате осуществления данных реформ выделилось волостное, земское и городское самоуправление.
Особенности различных видов самоуправления в дореволюционной России
Реформа 1861 года способствовала распространению волостного и сельского самоуправления на освобожденных крепостных крестьян.
Волостное самоуправление осуществлялось волостным сходом и волостным старостой с привлечением волостного управления и волостного крестьянского суда.
Сельское самоуправление осуществлялось силами сельского схода и сельского старосты. Замещение должностей сельского самоуправление осуществлялось посредством проведения выборов. Срок полномочий выборных лиц составлял 3 года.
В обязанности сельского схода входило решение следующих вопросов:
- во-первых, пользование общинными землями;
- во-вторых, удовлетворение общественных нужд;
- в-третьих, благоустройство общинных территорий;
- в-четвертых, призрение;
- в-пятых, обучение членов общины грамоте;
- в-шестых, осуществление раскладки казенных податей и денежных сборов и прочее.
На сельского старосту возлагались обширные полномочий в части управления общественными делами в пределах установленной компетенции и административно-полицейскими делами, включая охрану общественного порядка, обеспечение безопасности имущественной и личной, осуществление паспортного контроля. Решение сельского схода наделялись законной силы только при условии присутствии сельского старосты.
Сельское самоуправление подлежало контролю со стороны мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских присутствий по крестьянским делам.
Земское самоуправление с 1864 года было введено только в 34 губерниях при общем их числе в количестве 69. Введение земского самоуправления подразумевало формирование распорядительных и исполнительных органов. Распорядительными органами являлись собрание уездные и губернские земские, а исполнительными – управы уездные и губернские земские. Члены собрания избирались на срок 3 года тремя куриями по куриальной системы выборов на основе сословного ценза.
Земское самоуправление осуществляло решение следующих вопросов:
- во-первых, организация устройство и содержание местных путей сообщения;
- во-вторых, организация и поддержание работы земской почты;
- в-третьих, создание и обеспечение работы земских школ, больниц, приютов и богаделен;
- в-четвертых, обеспечение развития торговли на местах и промышленного производства, организация народного продовольственного отдела;
- в-пятых, организация и обеспечение деятельности ветеринарных служб и агрономических служб;
- в-шестых, осуществление взаимного страхования;
- в-седьмых, строительство церковных, тюремных сооружений и сумасшедших домов.
Земское самоуправление обладало определенными особенностями, имеющими актуальность и в настоящее время. К числу таких особенностей относятся следующие:
- во-первых, исключение земских учреждений из системы органов государственного управления. Земская служба представляла собой исполнение общественных обязанностей, не предусматривающих вознаграждение за ее осуществления;
- во-вторых, финансирование земств за счет собственных средств. Земства наделялись собственным бюджетом, доходы которого формировались посредством губернского земского сбора, целевыми дотациями государства, частными пожертвованиями и прибылью от торгово-промышленной деятельности. При наличии бюджетного дефицита земства наделялись правом установления дополнительных сборов;
- в-третьих, наличие у земств значительного объема полномочий в отношении решения местных вопросов. Органы земского самоуправления обладали полномочиями издания обязательных для населения постановлений и обложения населения сборами.
Особенности организации городского самоуправления в дореформенной России
Государственное самоуправление получило свое развитие с 1870 года, когда было принято Городское положение. Городское самоуправление обладало важнейшей отличительной особенностью, выражающейся в его бессословном характере. Участие в городских выборах предусматривало не сословный, а имущественный ценз, что было обусловлено невозможностью разделения городского населения на сословия. Избирательным правом и правом быть избранным в Городскую думу наделялись собственники недвижимости, представители купечества, владельцы торговых и промышленных заведений, плательщики городских сборов. Мужчины осуществляли голосование не только за себя, но из-за женщин, то есть жен и дочерей.
Реформа городского управления, существенная в 1892 году, отнесла выборных лиц, осуществляющих городское самоуправление, к категории государственных служащих.
В состав органов самоуправления была включена городская дума, председательство в которой возлагалось на городского голову и городскую управу.
Городское самоуправление жестко контролировалось государством.