Регулирование экономики – это деятельность активного субъекта (как правило, государства в лице его органов) по внесению корректив в течение основных экономических процессов.
Предпосылки и содержание регулирования экономики
Преобладающей формой хозяйствования в современном мире является рыночная экономика. Она базируется на том положении , что экономическая система способна самостоятельно адаптироваться под воздействием различных факторов (прежде всего, изменения спроса и предложения, а также научно-технический прогресс) и трансформироваться в наиболее оптимальное для общества состояние.
В таком ключе говорили основоположники экономической школы и представители классической школы еще на рубеже XVIII-XIX веков. Однако, как показали прошедшие столетия, рыночная экономика не является совершенной. Она подвержена возникновению и развитию внутри себя таких тенденций, которые, не нарушая основных законов и принципов рыночного хозяйствования, приводит к ухудшению экономического состояния общества.
Эти тенденции в науке принято называть провалами рынка. К ним, как правило, относят необходимость производства общественных благ, стремление к монополизации рынков, информационную асимметрию между экономическими агентами, цикличность экономического развития (кризисы), наличие отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды), безразличное отношение к социально незащищенным слоям населения.
Отсюда следует, что общество нуждается в регулировании экономики, в оказании воздействия на те процессы, которые протекают в хозяйственной жизни общества. Регулирование представляет собой комплекс мер по коррекции того или иного объекта (в нашем случае – экономики). Этот комплекс включает в себя следующие элементы регулирующего процесса:
- идентификация проблемы (отклонение фактического состояния от желаемого);
- формулирование целей (создание желаемого образа будущего);
- прогнозирование и планирование;
- обмен информации (коммуникация);
- материальное и моральное побуждение (мотивирование);
- принятие управленческого решения (включая разработку альтернативных вариантов, их оценку и выбор);
- организация его исполнения (т.е. обеспечение выполнения утвержденного плана действий, непосредственное устранение отклонений);
- контроль (т.е. учет фактического состояния объекта, его сравнение с плановым и оценка соответствия).
Государство как основной регулятор экономических отношений
Мировая практика свидетельствует о том, что лучше всего с этими провалами может разобраться государство. Институционально государство представляет собой государственный аппарат, т.е. совокупность органов (организаций) и занятых там должностных лиц, которые занимаются решением задач, в чем заинтересовано большинство населения страны.
Для успешной реализации поставленной цели государственный аппарат был наделен исключительными правами по легальному применению силы и принуждению членов общества к определенному поведению. В настоящее время это право чаще всего осуществляется посредством принятия законодательных и нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер, и контролем за их соблюдением.
Государственное регулирование экономики может приобретать форму как прямого вмешательства в экономические процессы, так и косвенного вмешательства. Прямое вмешательство предполагает принятие общеобязательных законов (обязательств и запретов), осуществление лицензирования и квотирования, применение санкций и т.п. Косвенное – разработку и реализацию государством антимонопольной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и иных разновидностей политики.
Особенности участия органов различных ветвей власти в регулировании экономики
Одним из основополагающих принципов организации и функционирования практически каждого современного государства является принцип разделения властей. Он заключается в выделении по функциональному признаку нескольких групп государственных органов, которые независимы и контролируют действия друг друга (так действует механизм сдержек и противовесов).
Выделяют следующие ветви государственной власти:
- законодательная (представительная) ветвь государственной власти;
- исполнительная ветвь государственной власти;
- судебная ветвь государственной власти.
Каждая из этих ветвей также выполняет свои функции в процессе регулирования экономики.
Законодательная (представительная) ветвь государственной власти в большинстве случаев представлена парламентом, который может состоять как из одной, так и из двух палат. Это собрание депутатов, избранных на всеобщих выборах, т.е. они представители народа. В их полномочия входит разработка, рассмотрение и принятие нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.
Законами урегулированы почти все существующие общественные отношения. Это же касается и экономических отношений. Так, в качестве законов были приняты Налоговый, Бюджетный, Гражданский и другие кодексы, антимонопольное законодательство и многое другое. Данные акты образуют основу и рамки экономической деятельности на территории государства, что соответствует стратегическому уровню регулирования экономики.
Исполнительная ветвь государственной власти, представлена, прежде всего, Правительством страны, которое назначается выборными должностными лицами (в частности, депутатами). На Правительство возложены обязанности по разработке и непосредственному осуществлению мер в тех или иных областях экономической жизни общества, что соответствует тактическому (оперативному) уровню регулирования экономки.
Судебная ветвь государственной власти призвана разрешать споры, которые возникают между участниками экономических отношений. Решение высшей судебной инстанции является окончательным, его должны выполнять все члены общества, в том числе, органы других ветвей власти.