МФЦ (многофункциональный центр) в государственном и муниципальном управлении – это специально учрежденный институт для повышения доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, который позволяет заявителю реализовать право на государственную или муниципальную услугу посредством разового запроса, когда дальнейшее взаимодействие с органом, предоставляющим соответствующую государственную или муниципальную услугу, осуществляется МФЦ в отсутствии заявителя в соответствии с нормативно установленной процедурой.
Значение МФЦ в государственном и муниципальном управлении
На современном этапе развития отечественной государственности приоритетным направлением совершенствования публичного управления выступает повышение эффективности функционирования системы в целом, а также эффективность функционирования государственной и муниципальной службы в том числе для:
- повышения доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышения открытости системы государственного и муниципального управления и повышения степени информационной обеспеченности населения относительно управленческих процессов, в том числе относительно процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для достижения поставленной цели разрабатываются и реализуются стратегические проекты, программы, отдельные мероприятия.
Необходимо отметить, что до реализации административной реформы государственные и муниципальные услуги запрашивались населением непосредственно в органе, уполномоченном на их предоставление, то есть для того чтобы получить запрашиваю услугу заявитель должен был непосредственно обратиться в исполнительный орган, ее реализующий. По итогам реформирования системы государственного управления, в том числе системы предоставления государственных и муниципальных услуг, был утвержден новый формат предоставления государственной или муниципальной услуги:
- возможность получения государственной или муниципальной услуги в электронной форме;
- возможность запроса государственной или муниципальной услуги через институт МФЦ.
Преимуществами института МФЦ в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг выступает процедура предоставления услуги: заявителю достаточно один раз обратиться в МФЦ для получения любой государственной или муниципальной услуги, а дальнейшие контакты с органом, уполномоченным на предоставление государственной и муниципальной услуги, реализуются МФЦ в отсутствии заявителя в соответствии с административной процедурой.
Таким образом, введение института МФЦ позволяет заявителю получить неограниченный перечень государственных и муниципальных услуг в едином учреждении посредством разового посещения.
Правовые и организационные основы МФЦ в государственном и муниципальном управлении
Вопросы функционирования МФЦ регулируются на уровне постановлений федерального правительства, в частности постановлением о мерах повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.
При этом практика учреждения и дальнейшего развития сети МФЦ в различных регионах осуществляется исходя из конкретных условий и имеющихся ресурсов, например:
- в отдельных регионах инициатором учреждения сети МФЦ выступают муниципалитеты, которые формируют муниципальные учреждения в форме единого центра оказания государственных и муниципальных услуг;
- на других региональных территориях сети МФЦ формируется на базе почтовых отделений, в частности на базе почтовых отделений населению предоставляется возможность через единый сайт удаленно запросить государственную или муниципальную услугу.
Необходимо отметить, что в зависимости от территории разнятся и перечни услуг, которые предоставляются МФЦ. К числу наиболее востребованных услуг относятся:
- регистрация прав в отношении недвижимого имущества, в том числе земельных участков; внесение сведений в единый кадастр недвижимости;
- получение социальной поддержки и пр.
Важным направлением деятельности МФЦ является предоставление услуг бизнесу, в том числе не только по оформлению запросов и предоставлению государственных и муниципальных услуг, но и консультационных.
Основные направления развития МФЦ в государственном и муниципальном управлении
Практика отечественного и зарубежного функционирования МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению в рамках одного окна положительно зарекомендовала себя, поскольку позволяет:
- сократить временные затраты на получение государственной или муниципальной услуги;
- сократить объемы финансовых ресурсов, которые направляются на организацию и обеспечение функционирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повысить доступность государственных и муниципальных услуг населению независимо от территории проживания и пр.
Важными направлениями развития института МФЦ в государственном и муниципальном управлении являются следующие:
- расширение перечня услуг, предоставляемых населению страны государством и муниципалитетами, в том числе организация предоставления дополнительных услуг;
- оптимизация процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ посредством повышения эффективности взаимодействия между органами государственного и муниципального управления для сокращения сроков предоставления государственной или муниципальной услуги, сокращения перечня документов, которые должны быть представлены заявителем для получения государственной или муниципальной услуги и др.
Отдельного внимания заслуживают вопросы информационного обеспечения функционирования МФЦ: требуется перманентное внедрение инновационных технологий, способных повысить скорость и эффективность обработки, использования и обмена информацией для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, требуется внедрение эффективных контрольных механизмов, которые бы обеспечили обратную связь с населением по вопросу удовлетворенности деятельностью МФЦ при оказании государственных и муниципальных услуг. На основе постоянных опросов населения должна реформироваться деятельность МФЦ для наиболее полного соответствия социальным запросам.