Роль и место Пермского края в машиностроительной области России – это доля машиностроительных предприятий Пермского края в общей структуре данной отрасли государства и ее влияние на развитие региона.
Характеристика роли Пермского края в машиностроительной отрасли России
Пермский край является индустриальным регионом Российской Федерации. Экономическую основу развития Пермского края формирует отрасль машиностроения. Объем оборота данной отрасли позволяет отвести ей четвертое место в общем списке перспективных отраслей Пермского края после добывающей промышленности, энергетики и металлургии. Удельный вес данной отрасли в общем экономическом обороте Пермского края достигает 3%.
Периодически официальная статистика фиксирует рост физического объема производства машиностроения в Пермском крае, однако показатель производительности труда свидетельствует о наличии отрицательных тенденций, поскольку по этому показателю машиностроения находится на одном из последних мест среди всех отраслей промышленности.
Для финансовых показателей машиностроительной отрасли Пермского края характерна демонстрация негативной динамики.
Отрасль машиностроения Пермского края включает в себя более 100 крупных и средних предприятий, к числу которых относятся предприятия различных форм собственности.
На предприятиях отрасли машиностроения края занято около 100 тысяч человек.
Машиностроительная отрасль Пермского края включает в себя разнообразные предприятия, которые работают в области авиационно-космического машиностроения, нефтепромыслового машиностроения, электротехнического и приборостроительного машиностроения, горно-шахтного машиностроения, энергетического машиностроения, судостроительного машиностроения, лесопромышленного машиностроения, а также машиностроения оборонно-промышленного комплекса.
Анализ перспектив и возможностей машиностроительной отрасли Пермского края
Машиностроительная отрасль Пермского края обладает определенными преимуществами, к числу которых можно отнести:
- во-первых, наличие возможности роста производительности труда за счет освоения высокоэффективных наукоемких промышленных технологий на ведущих предприятиях машиностроительной отрасли;
- во-вторых, наличие возможности обеспечения роста прибыльности производства за счет осуществления технологической модернизации;
- в-третьих, наличие действующих научных школ, позволяющих осуществлять развивать инновационную деятельность в сфере машиностроения;
- в-четвертых, наличие высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку и переподготовку кадров в области инновационного управления машиностроительной отрасли;
- в-пятых, наличие экспертов и специалистов российского уровня в инновационной деятельности в сфере машиностроительной отрасли.
При этом машиностроительная отрасль Пермского края должна работать над преодолением своих слабостей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, наличие неопределенности получения экономических выгод от использования нематериальных активов как объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате научно-технической деятельности предприятиями машиностроительной сферы;
- во-вторых, высокая технологическая отсталость машиностроительных предприятий;
- в-третьих, высокий уровень изношенности основных фондов машиностроительной отрасли;
- в-четвертых, низкий уровень подготовки руководящих кадров и специалистов в сфере инновационной деятельности машиностроительной отрасли;
- в-пятых, низкий удельный вес малых предприятий инновационного направления;
- в-шестых, низкий уровень конкурентоспособности отдельных видов продукции машиностроительной сферы по сравнению с иностранными аналогами.
Характеристика направлений развития машиностроительной отрасли Пермского края
В условиях западных санкций перспективы развития машиностроительной сферы Пермского края представляются достаточно успешными. Фактически развитие машиностроительной сферы Пермского края требует реализации ряда мер, направленных на повышение эффективности производства и ускорение процесса импортозамещения.
Реализация этих мер требует получения финансирования от государства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Федеральным и региональным властям необходимо осуществлять реализацию программ государственной поддержки предприятий машиностроительного отрасли Пермского края. К числу развивающих мер в отношении пермской машиностроительной отрасли можно отнести следующие:
- во-первых, предоставление гарантий государства по кредитным обязательствам машиностроительных предприятий;
- во-вторых, государственное субсидирование процентных ставок по кредитным обязательствам машиностроительных предприятий;
- в-третьих, оказание содействия машиностроительным предприятием в получении государственных и муниципальных заказов;
- в-четвертых, проведение реструктуризации налоговой задолженности машиностроительных предприятий;
- в-пятых, реализация мир льготной таможенно-тарифной политики для машиностроительных предприятий Пермского края;
- в-шестых, выкуп долговых ценных бумаг машиностроительных предприятий;
- в-седьмых, осуществление вложений в уставный капитал машиностроительных предприятий.
На региональном уровне возможно осуществлять предоставление льгот по отдельным налогам, администрирование которых осуществляется властями регионов, вводить дополнительные стимулирующие меры, обеспечивающие реструктуризацию долгов машиностроительных предприятий и возможность получения льготных финансовых средств.
Эффективное развитие машиностроительной отрасли Пермского края во многом зависит от обеспечения прозрачности деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, отказ от чрезмерных бонусных и премиальных выплат высшему руководству компании машиностроительной отрасли, поиск эффективных поставщиков и подрядчиков и так далее.