Государственное решение – это разновидность управленческого решения, то есть волевой, инициативный, творческий акт субъекта, реализующего управление на основе понимания объективных законов функционирования общественных процессов как управляемого объекта и сведений относительно состояния управляемого объекта, выражающееся в выборе цели, задач, методов, инструментов и механизмов осуществления государственных функций.
Необходимость учета роли человеческого фактора в разработке и исполнении государственных решений
Поскольку всякое государственное решение представляет собой разновидность решения управленческого, а это, в свою очередь, волевой творческий инициативный акт индивида, который разрабатывается и реализуется для упорядочения и урегулирования общественных отношений и решения задач государственного управления, необходимо учитывать влияние человеческого фактора на процесс разработки и реализации государственного решения.
Несмотря на то, что государственное решение разрабатывается и реализуется в рамках очерченных законом в соответствии с регламентированной процедурой, оно остается управленческим решениям, вырабатываемым и реализуемым отдельными личностями. Поэтому нельзя отрицать влияние на процесс разработки и реализации государственных решений индивидуальных черт инициатора таких решений и системы его ценностей.
Психологические факторы, влияющие на разработку и исполнение государственных решений
Эффективность разработки и исполнения государственных решений во многом определяется уровнем специальной подготовки руководителей системы публичного управления, опытом их трудовой деятельности, а также способностями к пониманию общественной обстановки и законов, влияющих на ее развитие.
При этом важнейшее значение для разработки и исполнения государственных решений имеют психологические характеристики субъекта управленческой деятельности, к числу которых относятся:
- специфика мышления, способность к логическому мышлению, оперативность и скорость мышления, способность к пространственному альтернативному творческому мышлению;
- мотивация личности, которая отражает степень заинтересованности субъектов управления в принятии эффективного решения и достижении социально полезной цели;
- характеристики личности субъекта управления, в том числе его открытость, коммуникабельность, инициативность, способность взять на себя ответственность, самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях;
- система морально-нравственных ориентиров и профессиональных установок, которые лежат в основе определения собственных приоритетов и предрасположенности к определенному характеру действий в проблемных ситуациях и др.
Необходимо отметить, что на принятие государственных решений влияют такие личностные качества субъектов управления, как практицизм, оптимизм и пр. Так, например, большой практический опыт обеспечивает формирование стереотипных инструментов решения управленческих проблем.
Роль темперамента личности в разработке и исполнении государственных решений
Важнейшее влияние на содержание и характер принимаемых управленческих решений в государственной системе оказывает темперамент субъекта управления. Так, выделяют следующие типы темперамента:
- холерик. Субъект управления с таким темпераментом отдает предпочтение быстрым, оперативным, индивидуальным действиям при выработке государственного решения. Обычно такие решения характеризуются высокой рискованностью, категоричностью и пр.;
- сангвиник. Субъект управления с таким темпераментом характеризуется спокойными процессами мыслительной деятельности, ориентированностью на коллективную разработку и принятие управленческих решений, коллективное обсуждение и анализ важнейших проблемных аспектов управления;
- флегматик. Субъект управления с таким темпераментом склонен к тщательной и скрупулезной разработке управленческого решения и относительно оперативному его исполнению. Управленцы рассматриваемого типа обычно принимают взвешенные, безопасные, хорошо подготовленные решения;
- меланхолик. Субъект управления с таким темпераментом ориентирован на ответственный подход к разработке государственного решения, его детальную проработанность, конкретику, практическую значимость.
Влияние характера личности на разработку и исполнение государственных решений
Характер личности сегодня широко используется не только такими науками, как психология, психиатрия, но и теорией управления, в том числе и государственного управления. Это связано с тем обстоятельством, что характер оказывает существенное влияние на мыслительные процессы личности, ее непосредственную деятельность. В теории разработаны различные типологии характеров личности и степени их влияния на принятие решений. Так, например, с точки зрения нужд управления нередко выделяют такие типы характера:
- импульсивный руководитель. Этот тип личности характеризуется стремительным импульсивным принятием решений, нередко без необходимой подготовки и обсуждение и пр.;
- педантичный руководитель. Этот тип личности характеризуется нерешительностью, что обусловлено его стремлением к аккуратности, предусмотрительности в процессе разработки и принятия решения и др.
Учет роли человеческого фактора в разработке и исполнении государственных решений в российской практике
Сегодня идет процесс реформирования системы отбора кандидатов на должности гражданской службы, в том числе обеспечение учета психологических характеристик личности при отборе.
Указанное представляется крайне важным, поскольку на должностных лиц и гражданских служащих возлагаются полномочия по решению важнейших государственных задач. Государственные решения в демократическом обществе должны реализовываться на основе социальных запросов в тесном контакте с населением и представителями бизнеса, а потому работу государственного механизма должны обеспечивать индивиды, которые кроме специальных познаний, имеют необходимые психологические черты и морально- нравственные установки для налаживания партнерских отношений с населением, пониманием цели своей деятельности как обеспечения прав личности и благосостояния общества.