Роботизация предприятий в России – это процесс внедрения и организации эффективного функционирования роботизированной техники, обеспечивающий высокий уровень автоматизации производства, сокращение расходов на реализацию производственного процесса, повышение качества продукции и иные положительные эффекты.
Проблемы роботизации предприятий в России
Процесс роботизации предприятий в России сталкивается со следующими проблемами:
- во-первых, развитие науки. Российская наука имеет непрозрачные и недостаточно понятные механизмы финансирования, учета репутации, обеспечивающих возможность оценки успеха научных коллективов, проблем закупки и поставки, отрицательно сказывающиеся на скорости осуществления разработок;
- во-вторых, нехватка финансирования. Рынок робототехники в России отличаются низким уровнем развития, слабым спросом и заинтересованностью заказчиков, предпочитающих зарубежные технологии и проекты, отличающиеся более высокой доходностью;
- в-третьих, нехватка собственных технологий. Российские предприятия вынуждены обращаться к готовым решениям зарубежных партнеров в области робототехники, в то время как в России отсутствуют соответствующие комплектующие, инфраструктура, культура производства робототехники;
- в-четвертых, отсутствие системной поддержки целостной политики. В Российской Федерации нет необходимой нормативно-правовой базы, существуют проблемы «растаможки» комплектующих и оборудования, старения норм качества и так далее.
Предприятия в России сталкиваются с трудностями при роботизации своей деятельности:
- во-первых, наличие разрыва между коммерциализацией и потенциалом. Уровень развития отечественного производства не обеспечивает покрытие потребности существующего и будущего потенциала рынка робототехники России;
- во-вторых, недостаток инженерной школы высококвалифицированных кадров. Количество и качество специалистов в сфере робототехники отвечает низкому уровню спроса;
- в-третьих, высокая степень вероятности оттока специалистов в другие страны, предлагающие более высокий уровень заработной платы, возможности реализации потенциала и развитый рынок робототехники;
- в-четвертых, отсутствие специально созданной и инновационной инфраструктуры, препятствующее запуску новых проектов в сфере робототехники.
Для российских предприятий характерна небольшая численность приобретаемых роботов промышленного назначения и отсутствие их собственного производства. Низкий уровень востребованности роботов в российской промышленности обусловлен следующими причинами:
- во-первых, низкий уровень информированности технического управленческого персонала о возможностях робототехники;
- во-вторых, наличие трудностей перехода на роботизированные производственные процессы;
- в-третьих, высокий уровень инертности предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- в-четвертых, низкий уровень численности промышленных предприятий, отличающихся высоким техническим уровнем развития;
- в-пятых, низкая стоимость рабочей силы, выигрывающая по показателям рентабельности у робототехники.
По мнению специалистов, в определенный период Россия, безусловно, обеспечит высокий уровень роботизации предприятий за счет объективных экономических причин:
- во-первых, удорожание труда;
- во-вторых, удешевление роботы технологии;
- в-третьих, необходимость привлечения молодежи в промышленную сферу.
Способы поддержки роботизации российских предприятий
Зарубежные страны активно реализует масштабные программы, направленные на поддержку развития робототехники и внедрение их в промышленность. К числу таких стран относится Китай, США, Франция, Германия, Южная Корея. Эти страны применяют такие виды поддержки как системы грантов, государственные инвестиции, налоговые льготы, организация подготовки специальных кадров, создание инкубаторов-технопарков. В настоящее время Россия еще не освоила эти виды поддержки в полной мере, однако они постепенно начинают появляться.
В условиях установления западных санкций в отношении России и государственной политики, ориентированной на импортозамещение, промышленность страны нуждается в масштабной реиндустриализации, отказе от размещения производства на территориях стран с дешевой рабочей силой, воссоздании производства средств производства на инновационной основе за счет радикальной модернизации или нового строительства промышленных предприятий.
Государство уделяет внимание институциональному проектированию экономики, ориентируя ее на реиндустриализацию. Правовое основы такой политики формирует Закон «О промышленной политике в Российской Федерации».
Тенденции роботизации российских предприятий
Исследование рынка робототехники показывает, что роботизация российских предприятий осуществляется неравномерно. Большинство проектов с применением роботизированной технологий, в настоящее время реализуется в сфере модернизации сварочных процессов, а также в других составляющих автомобильной промышленности.
Также к внедрению робототехники стремятся такие отрасли как электротехника и электроника, металлургия, производство пластмассы, пищевая промышленность, фармацевтика и так далее.
Роботы промышленного назначения выполняют сварочные и фрезеровочные работы, шлифовку, сверление, резку, транспортировку, сборку.
Наибольшим удельным весом пользуется сварочные роботы и технические процессы, однако и в других отраслях отмечают существенное удешевление производства за счет внедрения роботов на малых и средних производствах. По мнению специалистов снижение затрат обеспечивается более чем в 5 раз.
Перспективной сферой для применения роботов является сфера транспортировки, в том числе в пределах одного производства, полностью возложенная на роботов.