Значение ресурсов государственного управления
Основу государственного управления составляет наличие у государства определенных ресурсов, обеспечивающих его существование и развитие.
Под ресурсами с точки зрения государственного управления понимают совокупность реальных и потенциальных средств, ценностей, благ, резервов, имеющихся в наличии государства и используемых им для достижения целей развития страны.
Наличие ресурсов проявляется в материальных, интеллектуальных, организационных и духовно-нравственных возможностях государства, которыми оно располагает и может при необходимости воспользоваться.
Экономический потенциал государства
С точки зрения основ и эффективности государственного развития огромное значение имеет экономический потенциал государства, выражающийся посредством следующих составляющих:
- во-первых, материально-финансовых ресурсах, представляющих собой совокупность системы бюджетов различного уровня, золотовалютных запасов, государственных ценных бумаг, налоговых, таможенных и иных механизмов, а также государственных фондов;
- во-вторых, хозяйственных фондов, представляющих собой имущество хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
- в-третьих, природных ресурсов, представляющих собой совокупность земельных ресурсов, пригородных ископаемых, лесных и водных богатств;
- в-четвертых, государственных резервов, приставляющих собой запасы стратегического характера на случай чрезвычайных ситуаций, военных действий и прочего.
Характеристика отдельных видов ресурсов государственного управления
Политические ресурсы государственного управления проявляются в совокупности таких составляющих как:
- во-первых, политические отношения;
- во-вторых, политическое сознание населения;
- в-третьих, политического сознание правящих кругов;
- в-четвертых, политические полномочия государственных органов;
- в-пятых, функции, выполняемые политическими партиями;
- в-шестых, иные гражданские институты.
Совокупность указанных составляющих формирует политическую жизнь государства, оказывающую непосредственное влияние на государственное управление, в том числе при разработке программ целевого назначения, защите свобод и прав личности, а также надзоре за деятельностью органов государственного управления.
Принудительно-силовые ресурсы представляют собой ресурсы вспомогательного характера. Однако их наличие обязательно в том случае, когда действие других ресурсов ослабевает. Принудительно-силовые ресурсы предназначены для проведения в жизнь решений, непопулярных среди населения или его отдельных слоев, но требуемых для обеспечения нормального развития государства и общества. Такие решения могут быть направлены на борьбу с преступностью, коррупционной деятельностью, бюрократией или злоупотреблениями властными полномочиями.
Социально-демографические ресурсы – это ресурсы высокого уровня уникальности, то есть население государства. Основу всего ресурсного обеспечения государственного управления составляет именно человеческий ресурс, посредством и силами которого формируются все остальные виды ресурсов, кроме природных, преобразование которых, впрочем, также находится в руках человека.
С точки зрения государства огромное значение имеют человеческие ресурсы, как в широком смысле, то есть в виде населения страны, так и в узком смысле, в виде совокупности государственных служащих, призванных реализовывать государственное управление.
Социально-демографический ресурс России характеризуется большим количеством проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, сокращение численности населения, в том числе трудоспособного;
- во-вторых, рост удельного веса престарелого населения;
- в-третьих, увеличение численности безработных;
- в-четвертых, высокий уровень смертности;
- в-пятых, снижение уровня образованности и профессионализма и так далее.
Результатом существующих проблем являются негативные последствия, выражающиеся в росте численности людей, вовлекаемых в мир криминала, ухудшении нравственно-физического здоровья населения и прочем.
В качестве приоритетных задач оптимизации человеческого ресурса выступают следующие:
- снижение уровня смертности;
- повышение уровня рождаемости;
- повышение эффективности миграционной политики;
- борьба с алкоголизмом, преступностью и наркоманией;
- формирование бережного отношения к семейным ценностям, материнству и детству и так далее.
Интеллектуально-кадровые ресурсы государственного управления представляют собой интеллектуально-кадровый потенциал общества, выражающийся:
- с одной стороны, в формировании трудовых ресурсов массовых профессий (учителя, врачи, инженеры и прочее);
- с другой стороны, в формировании совокупности государственных и муниципальных служащих, призванных реализовывать процесс государственного управления.
Кадровое обеспечение характеризуется высоким уровнем динамизма по разнообразным характеристикам, начиная от половозрастных требований и заканчивая профессиональной подготовкой.
Информационно-коммуникационный ресурс представляет собой субъективно обеспечительный ресурс, включающий в свой состав такие элементы как:
- во-первых, информация;
- во-вторых, средств получение информации;
- в-третьих, средства распространения информации;
- в-четвертых, средства обмена информацией.
Потребность государственного управления в качественном обеспечении достоверной информацией высока на всех звеньях его осуществления:
- на этапе целеполагания государственного развития;
- на этапе изучения и оценки конкретных проблем государственного управления;
- на этапе выработки альтернативных решений проблем государственного управления;
- на этапе организации контроля результатов осуществления государственного управления.