Религиозные ценности населения РФ – это совокупность общепризнанных духовных ценностей, сформировавшихся в процессе религиозно-культурного развития российского государства.
Состав религиозных ценностей населения Российской Федерации
Под влиянием историко-культурного и духовного развития государства сформировалась система следующих религиозных ценностей, принимаемых гражданами России в качестве нравственных ориентиров:
- во-первых, человеколюбие;
- во-вторых, честь;
- в-третьих, справедливость;
- в-четвертых, совесть;
- в-пятых, личное достоинство;
- в-шестых, воля;
- в-седьмых, вера в добро;
- в-восьмых, стремление к пониманию и исполнению нравственного долга перед собой, семьей и отечеством.
Для современного российского общества характерен качественный переход к новому этапу развития. Происходит формирование новой совокупности элементов, меняется их функциональное назначение, порядок взаимодействия, что позволяет обозначить рождение новой социальной среды. Значимое место в этих переменах занимает религиозная трансформация. Современные религиозные ценности российского общества не в полной мере соответствуют религиозным ценностям этого общества на предыдущих этапах развития.
Советский период существования российского общества подразумевал практически полное отрицание религиозных ценностей, которые в настоящее время возвращаются в российскую цивилизацию, занимая место наряду с другими ценностями экономического, политического и иного развития общества.
Общая характеристика религиозности российского населения
Россия является многоконфессиональной страной, на территории которой мирно соседствуют различные мировые религии. Однако так было не всегда. Длительный период истории характеризуется глубоко отрицательным отношением к религии, церкви как ее проводнику, религиозным ценностям.
Возврат религиозных ценностей российскому населению в определенной мере связан с позицией власти, которая старается сформировать идейные основы существования российской государственности не только за счет конституционных светских принципов, но и за счет реконструкции религиозных ценностей.
При наличии разных религиозных конфессий для России характерно преобладание русской православной церкви. Становление ее роли пришлось на 80-ые годы XX века, когда церковь получила статус социального института, начала активно участвовать в диалоге с обществом, осуществлять реформы. Этот период характеризуется возвратом церкви утраченного имущества, ее интеграцией в общественную жизнь.
Русская православная церковь получает поддержку государства, политические и общественные деятели открыто обращаются к церкви, советуется с ней. Определенные изменения претерпевает и позиция средств массовой информации по отношению к представителям религии, в восьмидесятые годы ХХ века церковь рассматривалась как закрытая корпорация, в девяностые – как совокупность компетентных людей, осуществляющих религиозные обряды, 2000-е годы придают религиозным деятелям статус экспертов в сфере социальных проблем и веры, в настоящее время представители духовенства признаются политической и духовной элитой.
Религиозные организации в качестве института современного общества характеризуются увеличением их роли в обществе, ростом их авторитета. Это обусловлено убеждением российских граждан в возможности религиозных организаций осуществлять решение социальных проблем, выступать оплотом духовной жизни и нравственности.
Для многих россиян важен фундаменталистский, консервативный путь развития российского государства, в основе которого находится религиозная конфессия православия. В определенной мере это является крайней позицией, тем не менее, сопровождаемой позитивными ожиданиями.
Религиозные ценности принимаются современным российским обществом, однако с учетом их переосмысления на современный лад они не налагают на человека тех ограничений, которые были свойственны для религии в предшествующие периоды ее развития. В настоящее время религиозные ценности воспринимаются обществом в первую очередь как нравственные ориентиры, выходящие за пределы религии.
Религиозные организации выступают в качестве социальных институтов, способных дать прибежище обездоленным, обиженным, неимущим. Церковь воспринимается многими российскими гражданами как оплот надежды на возможность лучшего будущего, на защиту, на помощь.
Религиозные организации активно участвует в благотворительности, привлекают к осуществлению благотворительной деятельности своих прихожан, пропагандируют терпимость, толерантность, готовность поддержать ближнего.
Привлечение государством религиозных организаций к решению социальных проблем обеспечивает возможность решения тех конфликтов, которые невозможно решить без обращения к религиозным убеждениям граждан.
В российском обществе существенным авторитетом пользуется русская православная церковь. При этом необходимо отметить, что государственную поддержку получают и другие религиозные конфессии. Однако в связи с тем, что они уступают русской православной церкви по численности прихожан, их роль в обществе менее заметно на федеральном уровне. Тем не менее, на уровне регионов, в которых эти конфессии преобладают, их значимость достаточно существенна.
Религиозные организации поддерживают и укрепляют семьи, оказывают помощь пожилым людям, больным, сиротам, заключенным, людям, страдающим от различных зависимостей, другим нуждающимся в помощи. Помощь религиозных организаций может распространяться на сферу медицины, психологии, социальных проблем.
Инструментами церкви выступают финансовая помощь, предоставление медикаментов, вещей. Люди, вовлеченные в помощь другим за счет своих религиозных убеждений, обретают веру в значимость религиозных ценностей, готовы распространять их в обществе, следовать им.