Сущность и назначение государственного управления
Государственное управление представляет собой форму реализации государственной прерогативы органами государственной власти и их должностными лицами, осуществляемой в системе общесоциального публичного управления.
Государственное управление (в узком смысле) – разновидность государственной деятельности специфического характера, подразумевающая реализацию исполнительной части государственного власти посредством системы государственных органов.
Государственное управление (в широком смысле) – деятельность всех органов государственной власти любой ее ветви, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений.
Государственная деятельность, направленная на реализацию государственной власти, делится на три разновидности:
- во-первых, родовая государственная деятельность, осуществление которой возложено на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Деятельность каждой из указанных ветвей государственной власти представляет собой сложный и консолидированный процесс, реализуемый присущими каждой из разновидностей специфическими методами. В каждой из видов деятельности имеется своя преобладающая специфическая задача, однако имеют место и проявления деятельности, присущие другим видам власти. К примеру, представительные органы государственного управления призваны осуществлять законодательную деятельность, но в некоторых исключительных случаях на них возлагаются исполнительские функции (так, Федеральное собрание имеет право объявить амнистию, импичмент главе государства и пр.). В свою очередь, исполнительная ветвь власти выполняет часть законодательных функций, выпуская собственные нормативные акты (Указы Президента России, Постановления Правительства России и так далее), хотя основанная ее деятельность имеет исполнительно-распорядительный характер. Существование и сфера деятельности указанных родовых ветвей власти закреплены в Конституции;
- во-вторых, видовая государственная деятельность, выступающая в качестве производной трех основных родовых видов власти. Примером такой деятельности является деятельность прокурорской власти, Центризбиркома, Счетной палата и прочих органов власти. Существование и сфера деятельности указанных родовых ветвей власти также закреплены в Конституции;
- в-третьих, функциональная государственная деятельность, ориентированная на выполнение специфических функций различных органов государственного управления (например, правоохранительных: дознание, оперативно-розыскная деятельность и прочее).
Признаки государственного управления:
- организующий характер данного вида деятельности, направленный на обеспечение такого функционирования деятельности органов государственной власти, которое обеспечит максимальное достижение целей развития государства;
- непрерывность и циклический характер данного вида деятельности, обусловленный непрерывным характером общественного производства и потребления. Причем функционирование отдельных ветвей государственной власти носит прерывный характер (например, сессии Государственной Думы, судебные заседания), но государственное управление осуществляется всегда;
- исполнительно-распорядительный характер данного вида деятельности, состоящий в практическом воплощении государственных управленческих решений.
Сущность регулирования государственного управления
Как и любо иной вид деятельности, государственное управление подлежит определенному регулированию.
Под регулированием государственного управления понимают деятельность органов государственной власти, направленную на формирование правовой базы осуществления практической реализации государственного управления.
Регулирование государственного управления направлено на:
- систему отношений, возникающих между государством, с одной стороны, и обществом, гражданами, с другой стороны, посредством которых реализуется управленческое воздействие аппарата государственной власти;
- систему внутригосударственных отношений, возникающих между органами государственной власти при распределении полномочий и предметов ведения между ними;
- систему волевых отношений, возникающих между индивидами, участвующими в практической реализации государственного управления в различных формах (несение военной повинности, решение проблем посредством обращения в государственные органы власти и прочее).
Основу регулирования государственного управления составляет определение правового статуса органов государственной власти.
Состав правового статуса органов государственной власти включает в себя три основных элемента:
- местонахождение органа государственного управления в системе государственной власти и его природу;
- компетенция органа государственного управления, выражающаяся в совокупности функций управления и полномочий относительно предметов ведения;
- юридическая закрепленность организационной структуры органа государственного управления, методов, форм, процедур осуществления государственной власти.
Регулирование государственного управления предусматривает установление его цели, задач и метода осуществления. Метод регулирования государственного управления раскрывается через его субъект или источник регулирования, то есть государственный орган, осуществляющий издание нормативных актов регулирующего характера, и само содержание правовых норм этих нормативных актов.
Формы регулирования государственного управления:
- во-первых, субординационный метод, подразумевающий регулирование централизованно-регулирующего характера, которое характеризуется полноценным охватом всех уровней власти со стороны государства;
- во-вторых, координационный метод, подразумевающий регулирование децентрализовано-диапозитивного характера, которое характеризуется согласованием договоров принятия актов совместной поддержки инициативы нижних уровней государственного управлениями несколькими государственными органами.