Регламенты государственных функций и государственных услуг – это документы официального характера, которыми определяются административная процедура реализации должностным лицом, структурным подразделением органа или органом публичного управления властной функции в конкретной сфере публичного управления или административная процедура предоставления государственной услуги заинтересованным субъектам – гражданам или организациям.
Значение и содержание регламентов государственных функций и государственных услуг
Усилия государства в современной России направлены среди прочего и на совершенствование организации публичного управления, в частности осуществляется детальная регламентация реализации государственных функций и предоставления государственных услуг должностными лицами, структурными подразделениями органов и органами публичного управления.
При этом в качестве инструмента оптимизации публичного управления по указанному направлению используется одна и та же форма упорядочения – административный регламент – как для оказания государственных услуг, так и для реализации государственных функций.
Назначение административных регламентов – упорядочение процесса осуществления государственной функции, возложенной на должностное лицо, подразделение государственного органа или на государственный орган в целом, или детальное упорядочение процесса оказания государственной услуги по запросу заинтересованного лица государственным служащим.
При этом необходимо отметить, что число осуществляемых системой государственного управления функций и предоставляемых услуг крайне велико, в связи с чем не представляется возможным обеспечить их централизованную регламентацию. Иными словами, при разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственных функций и оказания государственных услуг наличествует элемент саморегулирования. Так, например, регламенты федеральных исполнительных органов разрабатываются ими на основании положений федерального законодательства и подзаконных актов, положения относительно конкретного исполнительного органа, а также на основании типового регламента.
Разработка и реализация регламентов по реализации государственных функций и предоставления государственных услуг направлена на повышение эффективности реализуемых функций и, соответственно, качества предоставляемых услуг.
Характеристика проблемных аспектов внедрения и реализации регламентов государственных функций и государственных услуг
К числу проблемных аспектов внедрения и реализации административных регламентов государственных функций и государственных услуг можно отнести следующие:
- Теорией и практикой публичного управления не сформировано единого подхода к определению природы административных регламентов государственных функций и государственных услуг. Кроме того, в актах федерального правительства регламенты государственных функций и регламенты государственных услуг рассматриваются как документы разные по своей природе, с чем нельзя согласиться, поскольку оба вида регламентов определяют последовательность действий уполномоченных субъектов в отношении реализации властных полномочий, только в случае, когда речь идет о государственной функции, эти полномочия касаются государственного контроля, а когда речь идет об услуге, эти полномочия касаются удовлетворения запроса физического лица или организации;
- Относительная неэффективность регламентов государственных функций и государственных услуг связывается с ограниченным кругом субъектов, имеющих право на их разработку. Так, в частности, отмечается, что в случаях, когда регионам делегированы на основании закона отдельные федеральные полномочия, административные регламенты целесообразно разрабатывать не федеральному исполнительному органу (как это предусмотрено действующим правовым регулированием), а региональному органу управления, который способен зафиксировать детально эффективную процедуру действий по реализации функции публичного управления или государственной услуги. В целом, в практике государственного управления на региональном и муниципальном уровнях нередки случаи, когда субъекты, непосредственно реализующие конкретную функцию публичного управления или государственную или муниципальную услугу, не имеют полномочия на разработку регламента, определяющего последовательность действий для осуществления такой функции или услуги. Так, например, органы муниципального управления вправе предоставлять малоимущим гражданам муниципалитета на условиях договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, однако при этом они не имеют полномочия издавать нормативные акты по указанному вопросу, поскольку федеральном жилищным законодательством это полномочие включено в компетенцию федерального органа. Действующим законодательством не разрешен вопрос разработки регламентов в случаях, когда полномочия передаются органами регионального управления муниципальным органам;
- Недостаточная эффективность регламентов государственных функций и государственных услуг вызвана и нестабильностью норм, определяющих их содержание. Как демонстрирует практика публичного управления, в последние годы требования к содержанию регламентов государственных функций и государственных услуг неоднократно изменялись;
- Отдельного внимания заслуживает проблема обеспечения соответствия административных регламентов законодательству. Масштабное реформирование отечественной системы законодательства ведет к тому, что регламенты должны постоянно приводиться в соответствии с такими изменениями, однако на практике это нередко ведет к снижению эффективности реализации государственных функций и государственных услуг;
- Содержание регламентов государственных функций и государственных услуг нередко страдает от формализма, то есть не имеет прямой связи с практической реализацией функций государственного управления и государственных услуг и др.