Регламентирование финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий – это нормативно-правовое закрепление требований к осуществлению государственными и муниципальными предприятиями деятельности по реализации функций образования, распределения и использования финансовых ресурсов для реализации возложенных на них производственных и иных социально значимых задач.
Понятие финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий
В самом общем виде финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных предприятий можно обозначить как реализацию ими на основе вверенных им полномочий функций по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных ресурсов для осуществления хозяйственных и иных социально значимых задач.
Органы публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях также реализуют финансовую деятельность в отношении государственных и муниципальных предприятий, которая предполагает на уровне органов власти аккумуляцию, перераспределение и использование денежных ресурсов для решения задач по управлению соответствующим сектором отечественной экономики.
Основные направления регламентирования финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий
Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:
- регламентирование финансово-хозяйственной деятельности посредством правового установления прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий;
- регламентирование финансово-хозяйственной деятельности посредством правового регулирования взаимоотношений органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней с государственными и муниципальными предприятиями.
Регламентирование прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности
Для реализации возложенных на государственные и муниципальные предприятия хозяйственных и иных социально значимых функций они наделены соответствующими правами и обязанностями в отношении собственной финансово-хозяйственной деятельности. К числу таких прав и обязанностей относятся:
- правомочия по планированию собственной финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по планированию собственных финансовых источников и ресурсов, которые выделены государственному или муниципальному предприятию из соответствующего бюджета, или ресурсов, привлеченных в качестве заемных средств в рамках тех лимитов, которые устанавливаются уполномоченным органом власти, в том числе в рамках соответствующих планов, госзаказов и муниципальных заказов, а также в рамках параметров эффективности использования имущества, составляющего государственную и муниципальную собственность;
- правомочия в области перераспределения и использования собственных финансовых источников для целей хозяйственной деятельности, в том числе производства продукта и его реализации, модернизации, оптимизации и расширения производства, материального стимулирования персонала предприятия, а также для финансирования социально-культурных задач и формирования целевых фондов;
- правомочия, связанные с реализацией финансовых обязательств перед публично-правовыми образованиями, банковскими организациями и пр. Органами публичного управления устанавливаются показатели, в соответствии с которыми государственные и муниципальные предприятия должны направлять в бюджет соответствующего уровня часть полученной в результате собственной деятельности предприятия прибыли, оставшейся после исполнения налоговых обязательств;
- правомочия, которые связаны с распределением финансов между элементами собственной структуры государственного или муниципального предприятия;
- правомочия, связанные с реализацией инструментов контроля финансово-хозяйственной деятельности.
Регламентирование правоотношений государственных и муниципальных предприятий с органами публичного управления
Когда государственное или муниципальное предприятие реализует предоставленные ему правомочия и непосредственно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, оно вступает в разнообразные отношения, как с частными субъектами, так и с органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней.
Регламентирование финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий осуществляется также посредством регламентирования правомочий органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней в отношении предприятий. В состав таких полномочий входят следующие:
- полномочия по формированию первоначального капитала государственных и муниципальных предприятий. Уставный фонд таких предприятий складывается из финансовых ресурсов публично-правового образования: это могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество – вещи или права. Минимальный размер фонда определяется специальным законодательством;
- правомочия в сфере планирования, распределения финансовых ресурсов между конкретными секторами экономики, в том числе утверждение показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности для государственных и муниципальных предприятий;
- полномочия по перераспределению и использованию финансов для реализации специальных мероприятий по развитию конкретного экономического сектора;
- полномочия в области аккумуляции финансовых ресурсов для стимулирования персонала предприятий, развития производства, внедрения инноваций;
- полномочия по реализации инструментов и мероприятий контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий и др.