Региональные особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством в Москве и Московской области - это специфика функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в столице российского государства и Московской области, с учетом особенности их статуса как с правовой точки зрения, так и с точки зрения динамики общественных процессов.
Региональные особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы
Для города Москвы характерно перманентное реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства, начиная с 1991 года. Цели реформы жилищно-коммунального хозяйства можно обозначить следующим образом:
- во-первых, улучшение условий содержания жилищного фонда города Москвы;
- во-вторых, обеспечение роста ответственности за качество жилищно-коммунальных услуг;
- в-третьих, формирование рынка жилищно-коммунальных услуг;
- в-четвертых, реформирование тарифной системы жилищно-коммунальных услуг, увеличение платежей населения за них;
- в-пятых, предоставление субсидий малообеспеченным семьям для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы представляет собой сферу, активно внедряющую новшества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, начиная от применения счетчиков воды и заканчивая внедрением системы субсидирования. Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы ориентировано на внедрение передового опыта, призванного повысить конкурентоспособность данной отрасли, сформировать условия для свободной конкуренции, отойти от монополизма этой сферы.
Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством Московской области
Жилищно-коммунальное хозяйство Московской области имеет отличительные особенности в сравнении с другими регионами Российской Федерации. Формирование этих особенностей обусловлено спецификой исторического развития, географического положения, демографической ситуации, уровнем производственного развития региона, оказывающих вместе и по отдельности корректирующее воздействие на осуществляемую в регионе политику жилищно-коммунального хозяйства.
На жилищно-коммунальную политику Московской области прямое влияние оказывает расположение этого региона в центральной части страны и наличие значимых взаимосвязей со столицей государства. Особенности данного региона реализуются через общность интересов развития его со столицей, наличие единой транспортной, социальной и производственной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем природопользования и природоохраны, формирования разнообразных ресурсов и иных факторов развития. Московская область выступает в качестве крупнейшего индустриального региона, который традиционно находится на втором месте по объему производства среди регионов страны за счет исторически сформировавшегося центрального места в общественной жизнедеятельности государства.
Особое влияние на жилищно-коммунальное хозяйство Московской области оказало разделение функций управления жилым и нежилым фондом, его эксплуатацией, обеспечивающее формирование предпосылок для роста конкуренции в этой сфере. Эта мера обеспечила основу для создания рынка подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда на конкурсной основе.
Меры по управлению сферой жилищно-коммунального хозяйства преимущественно носят административный характер, сохраняя и углубляя сложившееся ранее монопольное положение многих предприятий жилищно-коммунальной сферы, которое выступает препятствием на пути развития конкуренции, эффективного тарифного регулирования, повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального сектора. Многие хозяйствующие субъекты, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства Московской области, не имеют значимых экономических стимулов, обеспечивающих работу над оптимизацией структуры затрат, снижением расходов нерационального характера, повышением качества обслуживания населения в жилищно-коммунальном плане.
Формирование жилищного фонда Московской области осуществлялось в различные исторические периоды, что существенно повлияло на планировочную структуру населенных пунктов, капитальную, этажную, архитектурную и историческую ценность, уровень благоустройства жилья, планировочные решения квартир, их размеры, численность комнат и иные параметры.
Различия жилищного фонда обусловлено наличием в его создании дореволюционного и советского периода. Удельный вес дореволюционного фонда достигает 4% в общем объеме жилья, он распространен преимущественно в центральных частях населенных пунктов, имеет низкую этажность, отличается ветхостью, не подлежащей реконструкции или ремонту. На перспективу можно рассматривать дореволюционный фонд в пределах половины от имеющегося удельного веса. Как правило, сохранение дореволюционного жилищного фонда обусловлено исторической ценностью зданий, проживанием в них известных исторических личностей и так далее.
Совокупность жилых домов дореволюционного фонда можно разделить на ряд групп:
- во-первых, дома, изначально предназначенные для малообеспеченных квартиросъемщиков, отличающиеся коридорной системой, хаотичной планировкой одно, двух и трехкомнатных квартир, имеющих низкий уровень благоустройства, отсутствие ванн, кухонь и горячего водоснабжения;
- во-вторых, дома, предназначенные для состоятельной категории квартиросъемщиков, наделенные секционной структурой, большой площадью, высоким уровнем благоустройства, двумя выходами;
- в-третьих, особняки, имеющие несколько этажей, первый этаж из которых представляет собой нежилые помещения. В современных условиях многие из этих домов используются в качестве офисных помещений.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством Московской области ориентировано на решение следующих задач:
- во-первых, обеспечение сохранности имеющегося жилищного фонда;
- во-вторых, осуществление активного жилищного строительства;
- в-третьих, обеспечение роста качества жилищно-коммунальных услуг;
- в-четвертых, сохранение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.