Региональная дифференциация социально-экономического развития – это наличие между отдельными территориями существенных различий по объемам производства, качеству жизни населения, развитию институциональной среды и т.п.
Общее представление о проблеме дифференциации регионов по уровню развития
В современной экономике, вступившей в процесс глобализации хозяйства, существует такая проблема общемирового масштаба, как возникновение и дальнейшее увеличение дифференциации регионов по уровням их социально-экономического развития. Это, прежде всего, проявляется в увеличении разрыва между наиболее богатыми и беднейшими слоями населения в уровне их благосостояния. Данная тенденция фиксируется не только в развитых, но и в развивающихся странах мира.
Социально-экономическое развитие региона непосредственно связано с эффективностью (доходностью, рентабельностью) организации воспроизводственного процесса, который включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных и нематериальных благ и услуг. Оно касается множества вопросов: начиная с добычи / приобретения природных ресурсов и заканчивая обеспечением жизнедеятельности домохозяйств.
Как показывает мировая практика, дифференциация регионов по уровню их социально-экономического развития базируется на исторически сформированных, объективных различиях в исходных предпосылках ведения там экономической деятельности. В частности, в большинстве случаев наибольшую роль играют такие факторы, как:
- географическое положение (территориальная удаленность от источников природных ресурсов, центров производства, сбыта и иных форм общественной жизни);
- природно-климатические условия (рельеф, сезонность, объем и частота осадков, сейсмическая активность и др.);
- обеспеченность природными ресурсами (водными, лесными, почвенными, полезными ископаемыми и др.);
- демографические условия (численность, плотность и локализация населения, квалификационный состав трудовых ресурсов);
- степень централизации в стране государственного управления;
- уровень международной кооперации и масштабы выхода на мировые рынки;
- развитие транспорта и иных видов инфраструктуры;
- степень концентрации и структура производства и хозяйственной деятельности.
Как видно, в представленном списке имеют место быть факторы как естественного характера (т.е. они объективны и сформированы вне зависимости от воли людей), так и общественного характера (т.е. они представляют собой результат взаимодействия людей в рамках ведения ими экономической и иных видов деятельности). Следовательно, проблема высокого (и продолжающегося увеличиваться) уровня дифференциации регионов по темпам их социально-экономического развития, несмотря на наличие объективных предпосылок, может быть решена за счет организации в стране соответствующего управления региональным развитием.
Положительные и отрицательные черты региональной дифференциации
Справедливости ради стоит сказать, что региональная дифференциация социально-экономического развития имеет не только отрицательные, но и положительные черты. В частности, наличие ярко выраженных природно-экономических различий между регионами создает основы для осуществления эффективной хозяйственной специализации регионов, для реализации принципа разделения труда в масштабах всей страны.
Предполагается, что наличие в стране более значительных экономических различий между регионами, обуславливает существование большого числа вариантов и возможностей по реализации ее экономического потенциала. А это, в свою очередь, в системе мирового хозяйства зачастую находит выражение в форме дополнительных конкурентных преимуществ в борьбе за более качественные или дешевые ресурсы производства и за новые рынки сбыта.
В то же время региональная дифференциация (особенно, в уровне благосостояния) заставляет центральные органы государственной власти осуществлять дополнительное перераспределение ограниченного объема бюджетных средств в форме их направления на оказание комплексной (прежде всего, финансовой) поддержки отстающих территорий. В случае отсутствия такой поддержки высока вероятность массового переселения людей из отстающих в развитые регионы. Подобные демографические потоки способны оказать негативное влияние на устойчивость и целостность государства как социально-экономической территориальной единицы.
Таким образом, двоякий характер региональной дифференциации социально-экономического развития предопределяет сложность принятия и соблюдения в отношении данного явления единого подхода. Этим объясняется некоторая непоследовательность решений государственных органов по поводу решения данной проблемы и сохранение дифференциации регионов.
Меры по преодолению региональной дифференциации социально-экономического развития
Как свидетельствует опыт зарубежных стран, устойчивое равномерное экономическое развитие всей страны и предоставление всему ее населению общегосударственных социальных гарантий могут быть обеспечены только в результате эффективного функционирования государственной поддержки отстающих регионов.
Указанная поддержка, в первую очередь, заключается в оказании финансовой помощи. Из общегосударственного бюджета отстающим регионам выделяются средства для того, чтобы в них был обеспечен минимальный размер средств регионального бюджета на душу населения региона.
Кроме того, большое распространение получили специальные программы развития отстающих регионов. Они предполагают привлечение государственных и частных инвестиций и их использование для строительства объектов социальной (школы, больницы, дома культуры) и производственной (технопарки, склады, оборудованные здания и помещения) инфраструктуры.
Также в этих регионах вводят льготные режимы налогообложения, что привлекает крупных налогоплательщиков (в лице компаний и предприятий) в плане оформления там регистрации юридического адреса.