Общее направление реформирования государственного управления при Екатерине II
Реформирование государственной системы Екатериной II строилось на господстве в рассматриваемый период в государственно-правовой сфере идей просвещения.
Идеалом Екатерины II было так называемое правление философа на троне. Такой подход предполагал, что благосостояние страны и ее населения обеспечивается посредством принятия монархом разумных и справедливых законов, при этом политические настроения правителей эпохи просвещенного абсолютизма характеризовались консервативностью. Государство поддерживало сформированную в обществе сословную иерархию, которая подкреплялась действующей системой правовых актов. Государственно-правовое регулирование общественной жизни было направлено на укрепление феодализма, на расширение прав дворянства как привилегированного сословия.
Реформирование высших и центральных органов государственного управления при Екатерине II
Екатерина II вступила на престол в результате дворцового переворота и оттеснила от власти и ее супруга Петра III. Екатерина всегда испытывала острый интерес к вопросам управления государственными делами, видела свое предназначение для страны в качестве великого реформатора и продолжателя дела Петра I, чтобы сделать Россию одной из наиболее развитых и успешных стран. При этом реформы, проводимые Екатериной II характеризовались относительный мягкостью в сравнении с жесткими и болезненными преобразованиями, произведенными Петром Великим.
Реформы государственного управления при Екатерине II производились в отношении всех сфер деятельности государственного механизма.
Цели реформирования были следующими:
- сохранение политического устройства в форме абсолютной монархии;
- сохранение структуры общественного устройства, а именно сословности, крепостничества;
- сохранение института вотчинной собственности;
- возвышение дворянского сословия с тем, чтобы воля дворянства была господствующей в государственном управлении;
- укрепление собственного авторитета Екатерины II в государственном управлении.
Прежде всего, реформы государственного управления были направлены на ограничение правового статуса Сената. Екатерина II стремилась абсолютизировать собственную власть и Сенат, претендующий на роль верховного органа, сосредоточивший в своей компетенции множество функций, в том числе законотворческую, препятствовал ее планам.
Структурно и организационно в предыдущий период Сенат постоянно разрастался, в его компетенцию включались все новые и новые функции, в структуре формировались все новые и новые элементы. Другими словами, Сенат утратил четкую структуру, его функции были многообразны и не систематизированы. Это позволило императрице сослаться на неэффективность его деятельности в таком виде и необходимость предметной и организационной трансформации органа.
В ходе преобразований Сенат был разделен на департаменты, каждому из которых поручалась реализация функций государственного управления в конкретной области. Так, например, на первый департамент была возложена функции:
- обнародования принятых законов;
- управления финансами и казной;
- реализации контрольных мероприятий в финансовой сфере;
- осуществление управленческих функций в области торговли и промышленности;
- надзорная деятельность за входящие в состав сената Тайной экспедицией и пр.
Сущность названных преобразований сводилась к тому, что новые департаменты действовали от собственного имени, но не от имени Сената в целом. Соответственно, Сенат из центрального высшего органа управления превратился в систему административных органов, решающих задачи исполнительной власти в отдельных областях государственного управления.
Другим направлением реформ Екатерины II, направленных на снижение роли Сената, было расширение функции Генерал-прокурора Сената. Это должностное лицо наделялось контрольно-надзорными полномочиями в отношении всех сенаторов и выступало доверенным лицом императрицы. Фактически Генерал-прокурор докладывал императрице обо всех вопросах, которые обсуждаются и разрешаются департаментами Сената. При этом Генерал-прокурор являлся главой первого департамента, в его ведении находилась система прокуратуры, и он единственный из всех сенаторов сохранил право вносить предложения относительно рассмотрения в Сенате конкретного дела.
Генерал-прокурор как доверенное лицо императрицы реализовывал основные направления ее политики, фактически возглавляя исполнительную власть в государстве.
Параллельно с реформированием Сената, превратившим его из высшего органа управления административное учреждение, происходило усиление роли в государственном управлении личной канцелярии монарха. Этот орган публичного управления в условиях абсолютной монархии обеспечивал связь императрицы с системой центральных органов управления. В период правления Петра Великого личная канцелярия уже существовала, однако Петр Великий предпочитал действовать лично, опираясь на собственный авторитет и инициативу. Канцелярия тогда представляла собой военно-походный кабинет для управления государственными делами. В прежнем качестве канцелярия была восстановлена Елизаветой Петровной. При Екатерине II кабинет был переименован в Канцелярию статс-секретарей. Статс-секретари – это проверенные, преданные императрице лица, которые фактически оказывали важнейшее влияние на политику внутри страны и в международных отношениях.
Процесс секуляризации церковного землевладения, начатый Петром Великим, был завершен Екатериной II. В процессе реформирования монашество превратилось фактически в категорию государственного чиновничества, находящемся на обеспечении государства. Теперь государство определяло допустимое количество монастырей и число духовенства, а монастырские земли перешли под управление специальной Коллегии экономии.