Общая характеристика реформы управления страной
Реформа управления страной – это преобразование функционирования должностных лиц и органов публичного управления с целью наиболее полной реализации прав и свобод человека, обеспечения социально-экономического развития государства и общества.
Современная теория и практика предполагает управление страной посредством использования институционального подхода и функционального подхода. Институциональное управление предполагает административное реформирование, реформирование государственной и административной службы и пр. Функциональное реформирование предполагает организацию публичного управления исходя из задач, стоящих перед конкретными органами публичного управления и должностными лицами, например, организация избирательной системы, организация управления бюджетными отношениями и пр.
Эффективность публичного управления страной определяет степень реализации прав и свобод личности, уровень развития государства и общества. В качестве основных задач государственного управления можно назвать следующие:
- ограничение вмешательства должностных лиц и органов публичного управления в экономические отношения, в частности, в предпринимательские;
- сокращение избыточного публичного управления страной;
- повышение эффективности оказания услуг со стороны должностных лиц и органов публичного управления местного, регионального и федерального уровней;
- рост эффективности оперативного и стратегического функционирования должностных лиц и органов полуночного управления страной и др.
Объектом реформы управления страной выступают органы публичного управления федерального, регионального и местного уровней, организации, учрежденные государством, регионом или муниципалитетом и др.
Реформаторская деятельность в области управления Россией основывается на практике публичного управления в развитых странах. В развитых странах публичное управление предполагает использование технологий, применяемых частными организациями в бизнес-сфере.
Государственные органы ориентированы на эффективное предоставление государственных услуг населению. Указанное предполагает формирование публичного управления страной по следующим направлениям:
- функционирование должностных лиц и органов публичного управления для реализации государственных функций исходя из интересов населения;
- применение технологий, используемых коммерческими организациями, при реализации государственных функций должностными лицами и органами публичного управления;
- децентрализация публичного управления и передача полномочий должностных лиц и органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней непосредственно населению;
- экономия бюджетных средств при реализации полномочий должностными лицами и органами публичного управления;
- внедрение корпоративной культуры в функционирование должностных лиц и органов публичного управления;
- внедрение конкуренции в область публичного управления и реализации государственных полномочий.
Отказ от бюрократической системы управления в пользу концепция менеджмента требует реформы в сфере взаимоотношений должностных лиц органов публичного управления с общественными организациями и другими институтами самоорганизация населения.
Конкретные направления реформирования управления страной
Реформа управления Россией включает следующие основные мероприятия:
- обеспечение роста эффективности, открытости и доступности для населения предоставления услуг государственными и муниципальными органами и должностными лицами;
- снижение степени вмешательства органов публичного управления и должностных лиц в экономические отношения, складывающиеся между частными субъектами предпринимательства, в частности, отказ от жестокой государственной регламентации предпринимательской деятельности;
- обеспечение удовлетворения населения предоставляемыми органами публичного управления и должностными лицами государственными и муниципальными услугами, эффективности использования бюджетных средств.
Так, актами главы государства регламентируются основные направления реформирования управления страной, в том числе предусматриваются меры обеспечения эффективности функционирования государственных и муниципальных органов:
- устанавливаются критерии и процедуры оценки населением эффективности функционирования руководителей органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, государственных учреждений, которые оказывают услуги населению страны;
- привлечение населения к участию в установлении стандартов оказания должностными лицами органов публичного управления государственных и муниципальных услуг и критериев контроля их исполнения;
- подготовка и внедрение системы комплексной оценки функционирования государственных и муниципальных служащих посредством использования ключевых показателей эффективности деятельности, в том числе общественной оценки.
Цели реформирования управления страной
Правительством России ставятся следующие цели реформирования управления страной:
- обеспечение удовлетворенности не менее чем девяноста процентов населения эффективностью предоставляемых должностными лицами органов публичного управления услуг;
- предоставление не менее чем девяноста процентам населения доступа к государственным и муниципальным услугам посредством организации многофункциональных центров;
- вовлечение не менее семидесяти процентов населения в получение государственных и муниципальных услуг посредством электронных технологий;
- снижение продолжительности предоставления государственной или муниципальной услуги.
Реформирование управления страной сегодня направлено, прежде всего, на совершенствование механизмов взаимодействия должностных лиц и органов публичного управления с населением, повышение эффективности предоставления услуг населению и степени обеспечения прав и свобод личности.