Реформа социального обеспечения в Российской Федерации – это реализация государственных мер, направленных на совершенствование системы социального обеспечения российского населения с целью максимального удовлетворения граждан объемом и качеством социальных услуг, оказываемых государством.
Сущность и необходимость реформы социального обеспечения в Российской Федерации
Реформа социального обеспечения в Российской Федерации была проведена в период с 2005 по 2010 год. В это время был принят Федеральный закон № 122-ФЗ, который сформировал основу проводимых реформ.
Потребность реформирования социального обеспечения была обусловлена сменой политического строя и устареванием системы социальных льгот, частично унаследованных от Советского Союза. Исчезновение Советского Союза Социалистических Республик привело к демонтажу главных социальных столпов российского общества в виде обязательной занятости, субсидируемых потребительских товаров, наличия бесплатных услуг. Формально после развала Советского Союза многие социальные льготы продолжали существовать, однако фактически не имели под собой никаких реальных механизмов реализации. Финансовые возможности государства в тот период находились на минимальном уровне, а потребность в финансовых ресурсах была очень высокой, в том числе и за счет необходимости предоставления услуг социального обеспечения в сферах здравоохранения, пенсионного обеспечения, занятости, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.
В условиях нехватки финансовых ресурсов государством было принято решение о необходимости проведения реформы социального обеспечения, направленной на оптимизацию социальных льгот и сокращение государственных расходов в этой сфере. Для данного этапа государственного управления России было характерно проведение активной социальной политики, не всегда адекватно воспринимаемой населением.
Недостатком постсоветского социального обеспечения было то, что социальные льготы не являлись инструментом поддержки социально нуждающихся слоев населения, а были результатом заслуг и часто не зависели от материального состояния. Постепенно пришло понимание необходимости обеспечения социальными льготами только действительно нуждающихся в этом граждан.
В этот период российской истории население столкнулось с резким падением доходов, высокой их дифференциацией, существенным расслоением общества в социальном плане.
Социальные льготы характеризовались следующими проблемами:
- во-первых, плохим финансированием;
- во-вторых, немонетарным характером;
- в-третьих, неадресным распределением.
Наличие этих проблем в системе социальных льгот признавалось всеми специалистами.
Реформа социального обеспечения в Российской Федерации была направлена на решение следующих проблем:
- во-первых, преодоление громоздкости системы социальных льгот и устранение нехватки их финансирования;
- во-вторых, препятствование натурального характера социальных льгот либерализации государственных услуг и развитию рынка в России;
- в-третьих, невозможность эффективного отслеживания бедности за счет отсутствия назначения льгот в соответствии с нуждаемостью.
Основным инструментом реформы социального обеспечения в России в 2005-2010 годах стала монетизация социальных льгот. Сущность данного процесса состояла в отказе от натуральной формы предоставления социальных льгот и замены этой формы денежными компенсациями адресного характера.
Реформа социального обеспечения была направлена на регулирование системы федерального и регионального распределения социальной ответственности, определение источников финансирования государственных услуг, переведение натуральных льгот в систему денежных выплат.
Монетизация социальных льгот
Монетизация социальных льгот представляет собой замеру натуральных льгот денежной компенсацией.
Цель монетизации социальных льгот состоит в обеспечении максимального эффекта от помощи, оказываемой государством отдельным гражданам.
Монетизация социальных льгот была осуществлена российским Правительством в период с 2005 по 2010 год.
Данный процесс включал себя два этапа:
- во-первых, этап монетизации трех видов льгот, осуществляемый с 2005 года. К числу этих льгот относились льготы на лекарство, на проезд городским общественным транспортом, льготы на санаторно-курортное лечение;
- во-вторых, этап монетизации жилищно-коммунальных льгот за счет замены скидок на ежемесячные денежные компенсации, осуществляемый с 2010 года.
Основную выгоду от монетизации социальных льгот получили те льготники, которые фактически не пользовались льготами. Преимущественно это были сельские жители. Городское население существенно проиграло от монетизации социальных льгот, поскольку ежемесячная денежная компенсация не покрывала стоимости необходимых поездок по городу. Также денежные компенсации не покрывали сумму льгот на жилищно-коммунальные услуги.
Государство рассматривало систему социальных льгот как инструмент незаконного обогащения и коррупции среди чиновников. Также социальные льготы обеспечивают высокий уровень нагрузки на бюджетную систему страны.
Монетизация льгот была призвана сформировать механизм реального обеспечения социальных льгот, которые не имели такого обеспечения на момент реформы.
Социальные льготы считаются несправедливыми по отношению к тем гражданам, которые имеет на них право, но в силу определенных причин не могут ими пользоваться.
Однако монетизация социальных льгот выгодна не всем льготникам, что требует пересмотра к порядку осуществления этого процесса. Граждане, имеющие право на получение социальных льгот, должны иметь выбор: либо получать эти льготы в натуральной форме, либо при отсутствии необходимости или возможности их использования получать денежную компенсацию за них.
Монетизация льгот способствовала сокращению бюджетных расходов, активно приветствовалась органами государственного и муниципального управления, однако вызвала недовольство населения.