Понятие и сущность реформы муниципальных образований
Реформа муниципальных образований – это совершенствование системы муниципального управления в России, осуществление которого пришлось на период с 2003 по 2009 год.
Советский период в истории российского государства характеризуется отсутствием муниципального управления как такового. В связи с этим в новой российской истории возникла жесткая необходимость формирования власти на местах. Сначала попытки создания муниципального управления носили хаотичный характер и регулировались нормативными актами временного назначения.
Затем в 2003 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который был нацелен на устранение неопределенности разграничения предметов ведения и состава полномочий между органами государственного управления и органами муниципального управления. Это обусловило введение единой структуры территориальной организации муниципального управления. Новый закон разрешал противоречия ранее действовавшего закона и предлагал более подробное регулирование деятельности органов муниципального управления.
Порядок установления границ и определения статуса муниципального образования
В соответствии с проведенной реформой муниципальных образований законодательство обязало региональные органы власти в период до 1 января 2005 года произвести установку границ муниципальных образований согласно требованиям нового Федерального закона. Помимо этого, каждое муниципальное образование должно было быть наделено конкретным статусом: городского и сельского поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории.
Закон четко определил содержание каждого из указанных статусов. Так, сельским поселением могли считаться один или несколько сельских населенных пунктов, имеющих общую территорию; поселением городского типа признавались города или поселки городского типа, а также прилегающие к ним территории (в состав поселения городского типа могут включаться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений). Муниципальными районами стала признаваться совокупность поселений и межселенных территорий, имеющих общую территорию. Городскими округами в соответствии с новым Федеральным законом стали считаться городские поселения, не включенные в состав муниципальных районов. Внутригородскими территориями, в свою очередь, были признаны части городов федерального значения, выступающие в качестве самостоятельных муниципальных образований.
Также закон потребовал упразднения всех иных внутригородских муниципальных образований к началу 2006 года.
В последующем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был дополнен такими типами муниципальных образований как внутригородские территории, внутригородские муниципальные образования, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы.
Одной из первоочередных задач реформирования муниципальных образований было определено установление порядка определения границ муниципальных образований и особенности наделения их тем или иным статусом. Законодательство установило, что при невыполнении этих обязанностей региональными властями к началу 2005 года, осуществляется переход этих обязанностей к федеральным органам власти исполнительного характера.
Результатом реформирования муниципальных образований стало формирование двухуровневой системы муниципального управления. Также законодательство четко разграничило вопросы местного значения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. По итогам реформы была предпринята попытка достичь сбалансированности бюджетной обеспеченности различных поселений и муниципальных образований.
Формирование муниципальных округов как новейший этап реформы муниципальных образований
В 2019 году был предложен новый статус муниципальных образований, именуемый муниципальным округом.
Данный вид муниципального образования обладает следующими преимуществами:
- во-первых, упрощенная схема управления территориями;
- во-вторых, возможность формирования консолидированного бюджета;
- в-третьих, наличие возможности передачи ответственности за осуществление муниципального управления на более высокий уровень власти.
Законодательство будет предусматривать возможность наделения органов власти муниципальных округов определенными государственными полномочиями. В определенной мере муниципальные округа можно рассматривать как альтернативу городских округов.
С целью введения отличий между городскими и муниципальными округами предполагается введение новых критериев городских округов, одним из которых является обязательность проживания 2/3 населения в городских населенных пунктах, а вторым – недопустимость преобладания сельских территорий над городскими поселениями.
Как результат, несоответствующие указанным критериям городские округа будут реорганизованы в муниципальные округа.
Там же статус муниципальных округов смогут получить муниципальные районы. В настоящее время система муниципального управления имеет два уровня, первый из которых представлен городскими и сельскими поселениями, самостоятельно формирующими органы муниципального управления представительного характера и выбирающими высших должностных лиц муниципальных образований, второй – муниципальными районами, формирующими муниципальные органы представительного характера без участия населения.
Введение муниципальных округов направлено на «схлопывание» системы муниципального управления до одного уровня.
К числу негативных последствий введения муниципальных районов можно отнести:
- во-первых, сокращение численности муниципальных образований, ограничивающее возможность участия населения в организации местного самоуправления;
- во-вторых, увеличение географической удаленности власти от населения.