Стратегия развития торговли в Российской Федерации - это направление государственной политики российской власти, ориентированное на повышение эффективности торговой деятельности на территории страны и за ее пределами с целью продвижения российских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Значение торговли в экономике Российской Федерации
Торговля представляет собой особую сферу деятельности людей, основу которой составляет осуществление купли-продажи товаров посредством выполнения специфических хозяйственных и технологических операций, призванных обслуживать обмен товарами.
Выделение торговли в отдельную экономическую отрасль обусловлено процессом общественного разделения труда и увеличением значимости торгового капитала, отделившегося от промышленного капитала. Торговля обособилась от остальных сфер деятельности за счет стремления к максимально эффективному использованию ресурсов.
В предпринимательском смысле торговля представляет собой деятельность, призванную обеспечить извлечение дохода от купли-продажи товаров за счет разницы в цене и оказания сопутствующих дополнительных услуг, направленных на обслуживание покупателей в ходе реализации товаров.
Для российской экономики роль торговой сферы крайне сложно переоценить. Смена политического строя в 90-ые годы XX века способствовала активизации торговли ускоренными темпами. Именно торговая сфера позволила сформироваться среднему классу и олигархам.
Торговая сфера Российской Федерации характеризуется тем, что на внутреннем рынке реализуется огромное количество импортных товаров, в то время как на международный рынок от России поступают преимущественно ресурсы. Это отрицательно сказывается на балансе экспорта и импорта страны. Экономика России находится в высокой зависимости от природных ресурсов, востребованных на мировом рынке. При этом товары, произведенные на территории Российской Федерации, не пользуются спросом в зарубежных странах по ряду причин, в числе которых можно выделить политические, экономические, экологические и иные.
Содержание стратегии развития торговли в Российской Федерации
Стратегия развития торговли в Российской Федерации определяется Министерством промышленности и торговли России. В настоящее время данная стратегия предусматривает меры, реализуемые в период с 2019 по 2025 годы. Общий объем стратегии развития торговли России составляет около 90 страниц.
Стратегия развития торговли в России направлена на достижение следующей цели: создание комфортной потребительской среды, обеспечивающей сохранение баланса торговых сетей и малого торгового бизнеса, устранение административных барьеров и бюрократических препятствий.
Реализация этой цели предусматривает следующие меры:
- во-первых, развитие торговых сетей;
- во-вторых, обеспечение взаимодействия торговых сетей с малым бизнесом и производителями;
- в-третьих, развитие магазинов несетевого характера, к примеру, фермерских или семейных;
- в-четвертых, внедрение вендинга.
Специалисты отмечают, что консолидация российского продовольственного рынка ниже по сравнению с развитыми странами, в связи с чем государство не намерено препятствовать естественному развитию сетевого формата торговли. Безусловно, наличие сетевого формата торговли не препятствует развитию малого бизнеса, однако государство понимает, что малый бизнес в сфере торговли нуждается в определенной поддержке со стороны крупных сетей и торговых центров. Действенной мерой в этом случае выглядит проведение ярмарок и выставок продаж на территории торговых центров посредством размещения нестационарных объектов.
Одним из направлений развития торговли на современном этапе существования российского государства является возрождение стрит-ритейла. Это подразумевает организацию небольших магазинов и кафе на первых этажах различных зданий вдоль пешеходных улиц. Препятствием на пути данного направления является советская застройка многих городов, не предусматривающая возможность размещения таких объектов. Новое строительство во многих городах уже ориентировано на возведение необходимых площадей, ориентированных на эту форму развития торговли.
В международном плане стратегия развития торговли Российской Федерации предусматривает необходимость одновременного развития промышленности на территории страны. Задача государственной власти состоит в поддержке бизнеса, способного производить продукцию, востребованную на внешнем рынке. Задача современных предпринимателей в России состоит в формировании конкурентоспособного производства, способного предложить уникальный и качественный продукт, востребованный на развитых рынках.
Реализация данного направления стратегии развития торговли Российской Федерации позволит освободить страну от сырьевой зависимости, подразумевающей экспорт непереработанных природных ресурсов. Переориентация внешней торговли на продажу готовых товаров должна способствовать развитию российской экономики в целом, созданию рабочих мест, обеспечивающих производство товаров, росту благосостояния населения Российской Федерации.
Очевидно, что государство уже не первый раз провозглашает указанные цели, однако достижимых результатов в реструктуризации экономики пока не достигнуто.
Кроме того, в условиях западных санкций необходимо сделать ставку на внутренний рынок, наполнив его отечественной продукцией, отвечающей требованиям качества и потребностям общества.
Определенные успехи в реализации стратегии развития торговли на территории Российской Федерации уже есть. Однако пандемия нанесла существенный удар по позициям малого бизнеса в этой сфере, с определенными трудностями столкнулись и сетевые магазины, но они обладают большими ресурсами противостояния трудностям.
Основным требованием, призванным обеспечить совершенствование реализации стратегии развития торговли на территории Российской Федерации, должна стать последовательность осуществления российской политики в этом направлении.