Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль Российской Федерации в СНГ

Россия и СНГ

Определение 1

СНГ – это аббревиатура Содружества Независимых Государств.

СНГ представляет собой международную организацию, призванную регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, некогда входившими в Советский Союз, и не является надгосударственным образованием. Функционирует СНГ с согласия его членов, на добровольной основе.

Официально СНГ было создано в 1991 году главами трех стран – России, Украины и Белоруссии. Позже к нему присоединились другие страны постсоветского пространства. В настоящее время участниками СНГ являются восемь стран (рисунок 1).

Действующие участники СНГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Действующие участники СНГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статья: Роль Российской Федерации в СНГ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В настоящее время СНГ представляет собой наиболее крупное по составу участников региональное интеграционное объединение постсоветского пространства. Его считают авторитетной площадкой для проведения равноправного диалога и углубления взаимодействия между странами-участниками.

Для России СНГ и развитие отношений с ним является одним из наиболее важных региональных приоритетов внешней политики. Сотрудничество Российской Федерации и СНГ осуществляется в двусторонних и многосторонних форматах.

Что касается многостороннего сотрудничества, то на пространстве СНГ оформилось несколько организаций, имеющих конкретные общие цели и проблемы:

  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
  • ШОС (Шанхайская организация Сотрудничества);
  • Союзное государство России и Белоруссии;
  • Таможенный союз.

В виду наличия огромной разницы в экономических потенциалах РФ и других стран СНГ имеют место быть объективные различия в интересах сторон, проявляющиеся в процессе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества.

«Роль Российской Федерации в СНГ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Российская Федерация представляет собой крупнейшую страну-участницу Содружества Независимых Государств. На ее долю приходится свыше половины населения и более 60% совокупного дохода СНГ.

Место и участие Российской Федерации в СНГ

Российская Федерация, обладая наиболее емким рынком в рамках СНГ занимает лидирующее положение в реформировании экономики и оказывает наиболее значимое влияние на развитие ситуации в Содружестве.

В 1990-х годах Российская Федерация нередко предопределяла тип политического развития других государств СНГ. При этом политические институты, конституционные параметры и общая направленность движения во многих постсоветских странах формировались не без идейного российского влияния.

Экономические стратегии взаимодействия Российской Федерации со странами Содружества развивались неравномерно. Наименьшие показатели в сфере внешней торговли наблюдались с Грузией и Арменией в то время как наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Белоруссией и Украиной.

Неоднократно Российская Федерация заключала двусторонние соглашения о свободной торговле с другими странами СНГ. Подобного рода отношения, как правило, характеризовались доминированием вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым витком развития этих отношений стало подписание соглашения о зоне свободной торговле (1994 год), ознаменовавшее переход к многостороннему сотрудничеству.

Не менее важную роль в развитии отношений между Российской Федерацией и СНГ сыграло подписание соглашения о тройственном Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном (1995 год). Позже к нему присоединились еще две страны – Таджикистан и Киргизия.

В 1998 году между Россией и Белоруссией была подписана Декларация о дальнейшем единении двух стран. Определяющую роль в развитии интеграционного процесса впоследствии сыграло Соглашение о глубоком экономическом и политическом интегрировании Сообщества России и Белоруссии. В 2000 году между странами был подписан ряд новых документов о дальнейшем углублении сотрудничества.

Новым витком развития многостороннего межрегионального сотрудничества стало создание участниками СНГ, среди которых была и Российская Федерация, в 2000 году новой международной организации – Евразийского экономического сообщества, созданного с целью обеспечения эффективности продвижения процессов формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В целом оценка деятельности Российской Федерации в составе СНГ и ее вклада в сохранение общих культурно-исторических традиций наряду с развитием экономических связей между новыми суверенными государствами может быть произведена практически по всем направлениям, включая:

  • политическое;
  • экономическое;
  • нормативно-правовое;
  • гуманитарное;
  • научное;
  • культурное;
  • коллективную безопасность и пр.

По всем выше названным направлениям уже достигнуты определённые результаты, однако, признать их оптимальными, причем как для Российской Федерации, так и для иных государств-участников СНГ, не представляется возможным. В последние годы сделаны важные шаги в экономической сфере. При этом в сфере культуры и науки уровень взаимодействия для сторон по-прежнему остается недостаточно продуктивным.

Говоря о роли РФ в СНГ, отдельного внимания заслуживает миротворческая миссия России в части улаживания вооруженных конфликтов на пространстве СНГ. Некоторые авторы рассматривают эту миссию Российской Федерации исключительно в ракурсе реализации ей собственных национальных интересов. Однако, ее реальный вклад в стабилизацию ситуации в ряде регионов Содружества не подлежит сомнению и заслуживает высокой оценки.

В процессе урегулирования множественных конфликтов на постсоветском пространстве свое отражение нашла борьба двух подходов российской власти к проведению миротворческих операций:

дипломатический подход, основанный на привлечении миротворческих сил для закрепления отдельных результатов переговорного процесса; чисто силовой метод, предполагающий абсолютизацию военного разрешения конфликта посредством введения миротворческих сил и их действия, исходя их соображений здравого смысла, включая установленные договорным мандатом рамки.

В целом странами СНГ осознана вся пагубность конфликтов, вне зависимости от их природы (гражданские войны, религиозные или межэтнические конфликты и пр.). Все они дестабилизируют ситуацию в регионе и разрушают стабильность СНГ.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 26.05.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot