Государственная политика в сфере образования – это специальное направление социальной политики государства и соответствующая система законодательных, организационных, финансовых и иных мероприятий по обеспечению качественного и доступного образования для взрослых людей, детей и подростков, а также воспитания подрастающего поколения.
Общая характеристика государственной политики в сфере дошкольного образования
Государственная политика в области дошкольного образования выступает элементом национальной политики в сфере образования, которую можно охарактеризовать как систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования и развития системы дошкольного образования для удовлетворения потребностей населения в организации воспитания и образования детей дошкольного возраста. В соответствии с действующим федеральным законодательством об образовании дошкольное образование рассматривается как первая ступень общего образования.
Значение дошкольного образования и воспитания детей, системы организации присмотра за детьми дошкольного возраста обусловлено растущими потребностями населения страны в образовательных и воспитательных услугах для младшего поколения. Так, для преодоления негативных демографических тенденций системой публичного управления разработана и реализована системы мероприятий по поддержке рождаемости, следствием чего является увеличение числа детей дошкольного возраста и повышение потребности населения в получении на условиях доступности и эффективности образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Кроме того, эффективное функционирование системы организаций дошкольного образования обеспечивает возможность родителей продолжать свою трудовую и предпринимательскую деятельность, то есть участвовать в национальном хозяйстве, обеспечивать собственные потребности и обеспечивать поступление налогов в бюджет.
Таким образом, значение государственной политики в области дошкольного образования обусловлено следующими обстоятельствами:
- молодое поколение обеспечивает будущее страны. Эффективная система образования сегодня предполагает: предоставление образовательных услуг, начиная с дошкольного возраста;
- работающие родители нуждаются в услугах организаций дошкольного образования по присмотру, воспитанию и образованию для детей дошкольного возраста;
- функционирование организаций дошкольного образования позволяет взрослому населению продолжать участие в хозяйственной деятельности страны, осуществляя трудовые функции и реализуя предпринимательскую инициативу.
Инструменты реализации государственной политики в сфере дошкольного образования
В соответствии с действующим специальным федеральным законодательством об образовании основными инструментами публичного управления в области образования являются:
- создание системы эффективного взаимодействующих федеральных, региональных и местных исполнительных органов, реализующих функцию управления в области образования;
- обеспечение стратегического планирования развития образовательной системы страны;
- разработка и осуществление государственных программ на федеральном и региональном уровнях, целью которых выступает развитие системы образования в стране.
Важно отметить, что внедрение новых механизмов и инструментов в систему публичного управления в области образования практиковалось начиная с 2000-х гг., когда прежняя государственная политика в области образования подверглась жесткой критике. Ключевой проблемой системы дошкольного образования в начале 2000-х гг. являлась недоступность услуг дошкольного образования для населения, недостаток организаций, оказывающих такие услуги. Для преодоления указанных трудностей были разработаны специальные программные документы, в том числе:
- национальная доктрина развития образования;
- концепция модернизации российского образования;
- национальный проект «Образование» и соответствующие федеральные программы.
Дальнейшее развитие системы дошкольного образования во многом связано с указом главы государства 2012 г. о мерах по осуществлению государственной политики в сфере образования и науки и последующим принятием государственного стандарта дошкольного образования.
Проблемы и перспективы реализации государственной политики в сфере дошкольного образования
Несмотря на значительные усилия системы публичного управления по преодолению проблем в системе дошкольного образования, некоторые из них не теряют своей актуальности. Так, например, стремление обеспечить количественные параметры в области дошкольного образования привели к потери качества такого образования, в частности обеспечение параметров стопроцентной доступности дошкольных образовательных услуг для населения привело к тому, что такие услуги фактически были обеспечены для детей в возрасте от 3 до 7 лет посредством ликвидации ясельных групп в организациях дошкольного образования.
Здесь важно отметить, что проблема дошкольного образования в стране не определяется исключительно недостатком дошкольных организаций. Проблемой системы дошкольного образования выступает и качество образовательных услуг: в большинстве случаев дошкольные образовательные организации рассматриваются в качестве организаций по обеспечению присмотра за детьми, в то время как в соответствии с потребностями современного общества такие дошкольные организации должны обеспечивать эффективность дальнейшего образования подрастающего поколения. Другим проблемным аспектом системы дошкольного образования является его неэффективность в выравнивании стартовых возможностей детей для последующего обучения.
Основным вектором развития организаций, обеспечивающих дошкольное образование, должно стать внедрение новых прогрессивных методов, форм и инструментов реализации образовательных процессов с привлечением социальных педагогов, психологов, которые позволят:
- активно включить родителей в воспитание и образование детей;
- создать комфортную среду для каждого ребенка;
- сформировать предпосылки для последующего эффективного обучения детей.