Развитие системы социальной зашиты детей-сирот – это меры, предпринимаемые государственной властью для обеспечения нормальной жизни, развития, получения образования и жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, или тех, у которых умерли родители.
Сущность понятия «дети-сироты» и необходимость поддержки детей-сирот со стороны государства
В соответствии с российским законодательством детьми-сиротами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет, у которых умер один или оба родителя.
Помимо детей-сирот в российском законодательстве закреплен термин дети, оставшиеся без попечения родителей. Под этим термином понимают лиц, не достигших возраста 18 лет, оставшихся без попечения обоих или единственного родителя, ввиду отсутствия этих родителей или лишения их родительских прав, ограничения этих прав, признания безвестно отсутствующими, ограниченно дееспособными или недееспособными, нахождения в учреждениях лечебного назначения, объявления умершими, отбывания наказания в специализированных учреждениях в виде лишения свободы, уклонения от исполнения родительских обязанностей и так далее.
Дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не способны обеспечивать свою жизнь и развитие без участия родителей, а также лиц, их заменяющих, к примеру, опекунов. В связи с этим государство обеспечивает социальную защиту таких детей посредством формирования соответствующей системы. В соответствии с российским законодательством в число учреждений, осуществляющих воспитание и обслуживание детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей, относятся:
- во-первых, образовательные учреждения;
- во-вторых, в учреждении, обеспечивающие социальное обслуживание населения, к примеру, детские дома-интернаты;
- в-третьих, учреждения здравоохранения, к примеру, дома ребенка.
Также в российской практике существует институт приемных семей, принятия детей под попечительство и опеку. Финансирование развития таких детей возложено на государство. Государственное обеспечение сохраняется вплоть до момента получения совершеннолетними детьми-сиротами образования. Детям-сиротам предоставляет услуги бесплатного лечения, проезда, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, имущество, на труд.
Современные формы обеспечения социальной защиты детей-сирот
Смена политического режима и развития российского общества способствовала привлечению в систему социальной защиты детей-сирот не только государственных финансов, но и средств благотворителей. В советское время благотворительность в отношении детей-сирот была исключительно государственным делом, в настоящее время сочувствующие люди и организации получили возможность жертвовать свои средства на благие цели воспитания детей-сирот.
Средства, получаемые от благотворителей, направляются на развитие детей-сирот, обеспечение мест содержания компьютерными классами, игровыми комнатами, детскими площадками, иными необходимыми для жизни средствами.
Также в России активно развивается институт замещающих семей, который принимает к себе детей-сирот. Под замещающей семьей понимают любой тип семейного устройства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, составляющей альтернативу пребыванию детей в сиротских учреждениях. Замещающие семьи делятся на приемные, патронатные, опекунские, семьи усыновителей.
До сих пор российское законодательство отдает приоритет устройства детей-сирот в семью через систему усыновления или удочерения. Усыновление ребенка подразумевает отказ государства от дополнительной социальной поддержки, за исключением выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которая назначается в случае гибели кровного родителя.
Также распространенной формой социальной защиты детей-сирот является опека и попечительство. Опекун, наравне с приемным родителем, обеспечивает выполнение родительских обязанностей в полном объеме, но за ребенком сохраняется статус сироты, обеспечивающий получение определенных льгот, выплату государственных средств на содержание.
Опека устанавливается в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в том случае, если они не достигли возраста 14 лет. Попечительство наоборот устанавливается в отношении детей, возраст которых находится в промежутке от 14 до 18 лет. За ребенком в этом случае сохраняется право на общение с биологическими родителями при условии, что они не лишены родительских прав.
Приемной семьей именуют опеку или попечительство над ребенком, которые осуществляются в соответствии с договором, заключаемым органами опеки и попечительства с приемными родителями на срок, предусмотренный этим договором. Приемная семья осуществляет возмездную опеку, при которой приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна по отношению к ребенку, а за ребенком сохраняются все пособия и льготы, которые существуют при безвозмездной опеке.
Система патронатного воспитания является формой семейного устройства детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, на срок, установленный договором на патронатное воспитание. Патронаж является формой помощи несовершеннолетнему гражданину, признанному недееспособным, по состоянию здоровья не способному самостоятельно защищать и осуществлять свои права, а также исполнить обязанности.
На замещающие семьи возложено выполнение следующих задач:
- во-первых, формирование условий, благоприятствующих и способствующих развитию и социализации детей-сирот;
- во-вторых, обеспечение подготовки детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности в будущем;
- в-третьих, расширение социальных контактов детей-сирот, формирование системы индивидуального общения взрослых и детей сирот, обеспечивающей основу для реализации коррекционной педагогической работы.
Проблемы развития системы социальной защиты детей-сирот
Одной из наиболее значимых проблем развития системы социальной защиты детей-сирот является проблема отказа от усыновленных детей-сирот, а также детей, взятых под опеку и попечительство, на патронаж. Причина этого во многом находится в девиантном поведении детей-сирот, которые злятся на мир, своих родителей, воспитателей, иных лиц, неспособны в силу тех или иных причин приспосабливаются к жизни в семье. При этом отказ замещающих семей от исполнения своих обязанностей способен нанести психике ребенка непоправимый урон. Стремление к развитию системы социальной защиты детей-сирот ставит перед государством задачу тщательной подготовки замещающих семей, оценки их психологического состояния, финансовой готовности, гибкости, способности адаптироваться и противостоять девиантному поведению детей-сирот.