Развитие системы мотивации государственных гражданских служащих – это осуществление управленческих действий, направленных на поиск оптимальных и наиболее эффективных способов стимулирования государственных гражданских служащих к максимально добросовестному, честному и результативному осуществлению своих профессиональных и должностных обязанностей.
Общая характеристика подхода к мотивации государственных гражданских служащих в Российской Федерации
Социальная значимость гражданской государственной службы во многом существенно выше любой иной деятельности, поскольку ее основная задача состоит в обеспечении удовлетворения населения государства в государственных услугах и государственном управлении.
Недостаточная мотивированность государственных гражданских служащих на выполнение их трудовых обязанностей зачастую приводит к неудовлетворенности населения в качестве государственного управления.
Поэтому одной из значимых задач государственного управления является формирование эффективной системы мотивации государственных гражданских служащих.
Всю совокупность мотивов, способных оказывать воздействие на эффективность труда государственных служащих, можно разделить на следующие группы:
- во-первых, мотивы, характеризующие полезность общественного труда, его содержательность, в этом случае речь идет об удовлетворенности государственных гражданских служащих той общественной пользой, которую
- они способны приносить при осуществлении своей трудовой деятельности;
- во-вторых, статусные мотивы, суть которых сводится к признанию обществом значимости государственной службы и ее плодотворности;
- в-третьих, материальные мотивы, суть которых сводится к получению денежного и иного материального вознаграждения государственными служащими за выполнение своих трудовых обязанностей;
- в-четвертых, нематериальные мотивы, суть которых состоит в обеспечении морального удовлетворения государственным служащим своим трудом и его результатами.
Также всю совокупность мотивов деятельности государственных служащих можно разделить на две значимые группы:
- в первую очередь, это социальные мотивы, к числу которых можно отнести личное самовыражение, коллективизм, самостоятельность, стабильность, справедливость, получение новых знаний, состязательность;
- во вторую очередь, речь идет о биологических мотивах, которые связаны с физиологическими потребностями и нуждами государственных служащих.
Социальные мотивы начинают работать только в том случае, если воздействие биологических мотивов максимально отработано.
Действующая система мотивации государственных служащих Российской Федерации включает в себя систему материального стимулирования в виде заработной платы, социальных льгот и выплат; систему морального стимулирования, выражающуюся в гарантии стабильности занятости, предоставлении возможности повышения своего квалификационного уровня, карьерного роста, самостоятельности в осуществлении своей трудовой деятельности.
Основным недостатком мотивационной системы государственных служащих на сегодняшний день является низкий уровень оплаты труда, не способный конкурировать в отношении большей части муниципальных служащих с коммерческими структурами.
Направления развития мотивации государственных гражданских служащих
Развитие мотивации государственных служащих должно быть направлено, в первую очередь, на преодоление сложившихся недостатков системы мотивации на современном этапе. На сегодняшний день, система материального стимулирования государственных служащих характеризуется высоким уровнем структурной диспропорциональности, когда элитная часть чиновников получает крайне высокие заработные платы, а большинство государственных служащих довольствуются достаточно низким уровнем оплаты труда, не обеспечивающим им удовлетворенности своей работой.
Законодательство ограничивает возможный диапазон расхождений в заработной плате государственных служащих отдельных отраслей, однако эти механизмы недостаточно проработаны на сегодняшний день.
Помимо этого недостатками системы мотивации государственных служащих можно считать высокий уровень материальных потребностей государственных служащих, снижение общего уровня мотивации государственных служащих, недостаточную проработанность нематериальных механизмов стимулирования трудовой деятельности государственных служащих.
При совершенствовании системы мотивации государственных служащих государство должно стремиться к преодолению материальной заинтересованности государственных служащих и перераспределению их внимания к нематериальным методам стимулирования. Достижение этой цели возможно только в условиях обеспечения достаточно конкурентоспособного уровня оплаты труда всех государственных служащих. Нематериальные стимулы могут оказывать влияние на государственных служащих только в том случае, если они удовлетворены материальной составляющей мотивации своего труда.
Помимо этого, необходимо проведение работы по расширению спектра нематериальных стимулов для государственных служащих.
На сегодняшний день в системе нематериальной мотивации государственных служащих можно отметить возможность продвижения по карьерной лестнице, получения дополнительных знаний, награждение грамотами, званиями и так далее. Нематериальное стимулирование государственных служащих должно выходить за рамки поощрительных мер, формируя условия для удовлетворенности процессом труда за счет создания благоприятных социально-психологических условий, осознания престижности службы государству, возможности получения общественного признания.
В системе мотивации государственных служащих можно использовать такие средства как послабления в графике работы за счет увеличения его гибкости, устранения сверхурочных нагрузок, определения четких критериев результативности труда государственных служащих и так далее.