Многофункциональные центры предоставления муниципальных и государственных услуг (МФЦ) – это организации, которые созданы в форме государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями законодательства для предоставления муниципальных и государственных услуг, включая их электронную форму, в соответствии с принципом «одного окна».
Порядок оказания муниципальных и государственных услуг МФЦ
Порядок оказания муниципальных и государственных услуг МФЦ регулируется Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также иными нормативно-правовыми актами.
Законодательство предусматривает необходимость оказания муниципальной или государственной услуги после того как заявитель однократно обратился с запросом о ее предоставлении. Суть оказания муниципальных и государственных услуг через МФЦ состоит в том, что в дальнейшем взаимодействии с органами государственного и муниципального управления заявитель не участвуют, поскольку эту функцию берет на себя многофункциональный центр.
За организацию функционирования МФЦ отвечает региональные органы государственного управления. С МФЦ заключается соглашение относительно его взаимодействия с органами исполнительной власти на региональном и федеральном уровне, а также с органами муниципального управления, государственными внебюджетными фондами и иными муниципальными и государственными учреждениями.
Заключение такого соглашения осуществляется уполномоченным многофункциональным центром, выбранным региональными властями. Действия соглашения распространяется на все МФЦ.
Оказание муниципальных и государственных услуг МФЦ осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Методическое обеспечение деятельности МФЦ осуществляется органом государственного управления исполнительного характера федерального уровня, который уполномочивается на это российским Правительством.
Правительство России также утверждает правила организации деятельности МФЦ.
Перечень услуг, оказываемых в МФЦ, утверждается:
- во-первых, российским Правительством в отношении таких государственных услуг, которые предоставляются органами государственной власти федерального уровня, государственными внебюджетными фондами;
- во-вторых, региональными нормативно-правовыми актами для таких государственных услуг, предоставление которых осуществляет региональный орган государственного управления и территориальные государственные внебюджетные фонды;
- в-третьих, муниципальными правовыми актами в отношении таких муниципальных услуг, которые предоставляются муниципальными органами управления.
Направления развития МФЦ
Одним из наиболее перспективных и активно осваиваемых направлений развития МФЦ в России является обеспечение интеграции центров с электронным Правительством. Реализация этого направления развития предусматривает интенсивное и экстенсивное расширение распространения МФЦ по территории страны. В первом случае речь идет о повышении эффективности оказания муниципальных и государственных услуг за счет упрощения операций, расширения списка оказываемых услуг, учреждения флагманских центров и прочего. Во втором случае речь идет о наращивании численности офисов МФЦ, увеличении штата персонала МФЦ.
Между МФЦ и электронным правительством установилась четкая взаимосвязь – МФЦ выступает в качестве неотъемлемого элемента электронного Правительства. За счет регистрации граждан в рамках Единого портала государственных услуг и подачи заявлений на предоставление муниципальных и государственных услуг с помощью электронного Правительства существенно упрощается порядок работы многофункциональных центров, выполняющих ту часть государственных и муниципальных услуг, которую невозможно выполнить без взаимодействия с населением (например, при выдаче бумажных документов).
Также одним из значимых направлений развития МФЦ является наращивание разновидности и объемов оказываемых услуг. Многофункциональные центры должны постоянно осваивать новые виды муниципальных и государственных услуг, которые они могут оказывать населению. Настоящее время характеризуется возможностью получения услуги как через МФЦ, так и через иные учреждения, однако в перспективе планируется полный отказ от эксплуатации других учреждений и обеспечения взаимодействия населения с органами государственного и муниципального управления только через МФЦ.
Помимо этого, необходимо развивать контрольную деятельность, направленную на обеспечение роста качества оказания муниципальных и государственных услуг. Специалисты многофункциональных центров должны понимать, что их деятельность оказывает существенное влияние на те или иные аспекты жизни граждан, при некачественном выполнении, зачастую, ставя существенные препятствия на реализации тех или иных задач.
Значимой задачей развития многофункциональных центров также является повышение квалификации специалистов, оказывающих муниципальные и государственные услуги. В настоящее время МФЦ реализуют подход к расстановке персонала, основанный на принципе универсальности специалистов. Происходит постоянная ротация кадров, которая не всегда положительно сказывается на эффективности труда работников МФЦ. Для перемещения специалистов с одного участка на другой необходимо предварительное повышение квалификации этих работников, позволяющих им выполнять в рамках МФЦ любые функции.
Сегодня такой универсальный специалист не всегда оказывается достаточно компетентен для оценки той или иной проблемы гражданина, а также некоторые специалисты не могут разобраться с документацией, предоставляемой гражданином при обращении за получением муниципальной или государственной услуги. Проведение постоянных курсов повышения квалификации и применение системы наставничества способны решить эту проблему функционирования МФЦ.