Управление в системе ЖКХ – это одно из направлений внутренней социально-экономической политики страны, представляющее собой систему мероприятий, направленных на гарантирование предоставления населению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества по цене, обеспечивающей баланс интересов поставщиков услуг и их потребителей, в том числе посредством создания условий для формирования конкурентной среды для коммерческих организаций, функционирующих в сфере ЖКХ.
Состояние управления в системе ЖКХ
Система ЖКХ представляет собой сложную систему хозяйствования, функционирование которой обеспечивается нормативно-правовым регулированием и контролем со стороны органов публичного управления, деятельностью коммерческих организаций по предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг, в том числе по обеспечению электричеством, водой, теплом и пр.
Управление в системе ЖКХ сегодня должно быть, прежде всего, ориентировано на преодоление проблемных аспектов отрасли, в том числе проблем:
- существенного износа фондов системы ЖКХ, в том числе объектов недвижимости и инфраструктуры;
- низкой эффективности функционирующих в отрасли организаций-поставщиков услуг;
- отсутствия рыночных механизмов регулирования в отрасли;
- больших объемов кредиторской и дебиторской задолженности;
- необеспечения надлежащего качества услуг в системе ЖКХ;
- недостаточной отдачи от использования ресурсов и отсутствия инноваций в системе ЖКХ, которые бы позволили рационально использовать и экономить энергию.
Инновационное обновление отрасли имеет первоочередное значение, поскольку отрасль сегодня характеризуется неэффективностью использования энергоресурсов.
Непосредственное предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется коммерческими организациями, функционирующими в отрасли. Как у всяких коммерческих организаций, у данных коммерческих организаций основная цель деятельности заключается в извлечении прибыли, при этом в отрасли происходит нормативное регулирование тарифов для обеспечения прав населения на доступные жилищно-коммунальные ресурсы. Именно поэтому в число важнейших задач управления в системе ЖКХ включается обеспечение баланса интересов коммерческих организаций как поставщиков жилищно-коммунальных услуг и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Проблемные аспекты управления в системе ЖКХ
Отрасль ЖКХ сегодня рассматривается как одна из наиболее проблемных в системе российского хозяйства, поскольку организациями отрасли не обеспечивается надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг. Инфраструктура и объекты ЖКХ находятся в изношенном состоянии. При этом финансирование отрасли со стороны государства минимально, а коммерческие организации фактически находятся на грани банкротства.
К числу проблемных аспектов в системе ЖКХ можно отнести следующие:
- отсутствие надлежащего развития системы ЖКХ для обеспечения растущих нужд населения и бизнеса в коммунальных ресурсах;
- неэффективное использование коммунальных ресурсов, в том числе из-за неравномерного распределения мощностей;
- аварийное и ветхое состояние инфраструктуры ЖКХ и иных объектов ЖКХ;
- неэффективность использования природных ресурсов, в том числе значительные потери ресурсов при их транспортировке, а также потери энергии при ее производстве и доведении до потребителя;
- недостаточная эффективность системы управления, которая сегодня строится преимущественно на административных инструментах, в то время как объективно необходимо внедрять в отрасль рыночные механизмы для повышения конкурентоспособности отраслевых организаций и поставляемого продукта.
Отдельного внимания заслуживает проблема привлечения инвестиций в отрасль, которая сегодня обусловлена следующими обстоятельствами:
- высокой степенью износа объектов системы ЖКХ;
- длительностью возврата размещенного капитала;
- недостаточной платежной дисциплиной в отрасли.
При этом необходимо отметить, что отдельные мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности отрасли реализуется. Так, в частности, с 2014 г. действует федеральное законодательство о концессионных соглашениях, которым введены новые правила реализации конкурсного отбора на право заключения соглашений в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Основные направления развития эффективного управления в системе ЖКХ
Для преодоления названных негативных аспектов развития эффективного управления в системе ЖКХ правительству страны необходимо обеспечить модернизацию отрасли для последующего предоставления населению коммунальных услуг надлежащего качества при недопущении резкого роста цен на коммунальные ресурсы.
Очевидно, что коммерческие организации, функционирующие в системе ЖКХ, сегодня не обладают необходимым объемом ресурсов для модернизации отрасли, и потому для инновационного обновления системы ЖКХ инвестиции должны направляться государством. Однако при этом необходимо отметить, что развитие отрасли исключительно за счет бюджетных ресурсов также малоэффективно, необходимо создавать партнерские модели взаимодействия государства и общества для развития сферы ЖКХ и последующего эффективного функционирования в ней на рыночных условиях коммерческих организаций.
Для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходимо их жесткая стандартизация и введение эффективных инструментов контроля.
При этом важно подчеркнуть, что для организации эффективного управления в системе ЖКХ необходимы не только специальные отраслевые меры, но и решение общегосударственных социально-экономических задач, в частности повышение благосостояния населения. Так, невозможность поднятия тарифов отрасли и повышение тем самым эффективности функционирования коммерческих организаций отрасли обусловлена на сегодняшний момент низкой платежеспособностью населения. Иными словами, введение рыночных механизмов, в том числе конкуренции, в отрасль невозможно ввиду низкого уровня благосостояния населения, его неспособности оплачивать жилищно-коммунальные ресурсы по более высоким тарифам.