Развитие дополнительного профессионального образования – это динамика и совершенствование системы дополнительного профессионального образования, ориентированная на устранение закостенелости знаний и отставания профессиональных навыков от потребностей современного рынка труда.
Сущность и значение дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование выступает в качестве важного элемента образовательной деятельности, роль которого растет из-за резкого ускорения научно-технического прогресса, обеспечивающего быстрое устаревание полученных знаний и потребность в усвоении стремительно нарастающих новых знаний. Появление новых технологий, усложнение существующих профессий, динамическое перераспределение потребности в кадрах повышает потребность общества в дополнительном профессиональном образовании в качестве отдельного образовательного направления.
Дополнительное профессиональное образование занимает особое место в образовательной системе, характеризуясь своими особенностями и формами. Одной из особенностей дополнительного профессионального образования является высокий уровень дифференциации продолжительности обучения, которая может составлять, например, 16 учебных часов или 1000 учебных часов. Обучающиеся в рамках дополнительного профессионального образования нацелены не на получение теоретических знаний общего характера, а стремятся к рассмотрению конкретных ситуаций, новейших достижений научного и технического характера, повышению своего профессионального и жизненного опыта. Такая специфика дополнительного профессионального образования существенно влияет на организацию учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Учебный процесс должен учитывать специфику опытной профессиональной аудитории, ориентироваться на конкретные профессиональные стандарты, обеспечивать высокий уровень подготовки и учебно-методического сопровождения и так далее.
Программы дополнительного профессионального образования призваны обеспечивать обучение выполнению конкретных трудовых функций, необходимых заказчику или получателю профессионального сертификата.
Формами реализации программ дополнительного профессионального образования являются:
- во-первых, программы, обеспечивающие повышение квалификации;
- во-вторых, программы, обеспечивающие профессиональную переподготовку.
В первом случае программы обеспечивают рост профессионального уровня, получение новой компетенции или совершенствование уже имеющихся компетенций. Во втором случае речь идет о получении компетенции, которая необходима для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также о приобретении новой компетенции.
Существует требования к минимальному объему программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В первом случае минимум составляет 16 часов, во втором случае 250 часов.
Направления развития дополнительного профессионального образования
Основу развития дополнительного профессионального образования должны составлять следующие принципы:
- во-первых, адаптивность, выражающаяся в оперативном реагировании на изменения потребностей рынка труда;
- во-вторых, прогностичность, выражающаяся в способности прогнозировать потребности рынка труда и обеспечивать соответствие системы дополнительного профессионального образования этим потребностям;
- в-третьих, базирование на теоретических знаниях и практическом опыте;
- в-четвертых, углубление ролевых знаний:
- в-пятых, формирование способности личности к самоорганизации и саморегуляции;
- в-шестых, участие в процессе обучения всех субъектов образовательного процесса, влияющих друг на друга.
Основным направлением развития дополнительного профессионального образования следует считать нацеленность этой системы на формирование у обучающихся навыков, способствующих самостоятельному открытию у них знаний, формированию собственных представлений относительно возможностей разрешения проблем профессионального характера. Обеспечение этого направления и развития требует формирования открытого образовательного пространства, способствующего самоопределению, самореализации в соответствии с интересами, образовательными установками, потребностями и возможностями обучающегося.
Дополнительное профессиональное образование должно привлекать в свою систему высокопрофессиональных творческих педагогов, способных работать с людьми, ориентированных на применение образовательной стратегии интерактивного характера.
Система дополнительного профессионального образования должна стремиться к формированию возможностей, способных обеспечивать получение знаний, которые еще не существуют, но потребность в них уже назрела.
Система дополнительного профессионального образования должна обеспечивать развитие своих форм, используя дистанционные технологии обучения, особенно в условиях пандемии и других ограничений.
Система дополнительного профессионального обучения должна обеспечивать формирование значительных конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, увеличение карьерных перспектив в пределах и за пределами конкретной организации;
- во-вторых, рост степени удовлетворенности обучающегося собственной работой;
- в-третьих, рост самооценки;
- в-четвертых, рост профессиональной компетентности и квалификации обучающегося.
Дополнительное профессиональное образование должно в определенной мере опережать имеющиеся знания, формируя у обучающихся способности к саморазвитию и самообразованию в профессиональном смысле, их готовность к нестандартным профессиональным задачам и ситуациям.
Дополнительное профессиональное образование не должно становиться заложником существующих стандартов обучения, усложненных процедур подготовки методической и организационной документации. Процесс дополнительного профессионального образования должен обеспечивать свое соответствие скорости изменения рынка труда и его потребностей.