Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Развитие дополнительного профессионального образования

Замечание 1

Развитие дополнительного профессионального образования – это динамика и совершенствование системы дополнительного профессионального образования, ориентированная на устранение закостенелости знаний и отставания профессиональных навыков от потребностей современного рынка труда.

Сущность и значение дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование выступает в качестве важного элемента образовательной деятельности, роль которого растет из-за резкого ускорения научно-технического прогресса, обеспечивающего быстрое устаревание полученных знаний и потребность в усвоении стремительно нарастающих новых знаний. Появление новых технологий, усложнение существующих профессий, динамическое перераспределение потребности в кадрах повышает потребность общества в дополнительном профессиональном образовании в качестве отдельного образовательного направления.

Дополнительное профессиональное образование занимает особое место в образовательной системе, характеризуясь своими особенностями и формами. Одной из особенностей дополнительного профессионального образования является высокий уровень дифференциации продолжительности обучения, которая может составлять, например, 16 учебных часов или 1000 учебных часов. Обучающиеся в рамках дополнительного профессионального образования нацелены не на получение теоретических знаний общего характера, а стремятся к рассмотрению конкретных ситуаций, новейших достижений научного и технического характера, повышению своего профессионального и жизненного опыта. Такая специфика дополнительного профессионального образования существенно влияет на организацию учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Учебный процесс должен учитывать специфику опытной профессиональной аудитории, ориентироваться на конкретные профессиональные стандарты, обеспечивать высокий уровень подготовки и учебно-методического сопровождения и так далее.

«Развитие дополнительного профессионального образования» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Программы дополнительного профессионального образования призваны обеспечивать обучение выполнению конкретных трудовых функций, необходимых заказчику или получателю профессионального сертификата.

Формами реализации программ дополнительного профессионального образования являются:

  • во-первых, программы, обеспечивающие повышение квалификации;
  • во-вторых, программы, обеспечивающие профессиональную переподготовку.

В первом случае программы обеспечивают рост профессионального уровня, получение новой компетенции или совершенствование уже имеющихся компетенций. Во втором случае речь идет о получении компетенции, которая необходима для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также о приобретении новой компетенции.

Существует требования к минимальному объему программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В первом случае минимум составляет 16 часов, во втором случае 250 часов.

Направления развития дополнительного профессионального образования

Основу развития дополнительного профессионального образования должны составлять следующие принципы:

  • во-первых, адаптивность, выражающаяся в оперативном реагировании на изменения потребностей рынка труда;
  • во-вторых, прогностичность, выражающаяся в способности прогнозировать потребности рынка труда и обеспечивать соответствие системы дополнительного профессионального образования этим потребностям;
  • в-третьих, базирование на теоретических знаниях и практическом опыте;
  • в-четвертых, углубление ролевых знаний:
  • в-пятых, формирование способности личности к самоорганизации и саморегуляции;
  • в-шестых, участие в процессе обучения всех субъектов образовательного процесса, влияющих друг на друга.

Основным направлением развития дополнительного профессионального образования следует считать нацеленность этой системы на формирование у обучающихся навыков, способствующих самостоятельному открытию у них знаний, формированию собственных представлений относительно возможностей разрешения проблем профессионального характера. Обеспечение этого направления и развития требует формирования открытого образовательного пространства, способствующего самоопределению, самореализации в соответствии с интересами, образовательными установками, потребностями и возможностями обучающегося.

Дополнительное профессиональное образование должно привлекать в свою систему высокопрофессиональных творческих педагогов, способных работать с людьми, ориентированных на применение образовательной стратегии интерактивного характера.

Система дополнительного профессионального образования должна стремиться к формированию возможностей, способных обеспечивать получение знаний, которые еще не существуют, но потребность в них уже назрела.

Система дополнительного профессионального образования должна обеспечивать развитие своих форм, используя дистанционные технологии обучения, особенно в условиях пандемии и других ограничений.

Система дополнительного профессионального обучения должна обеспечивать формирование значительных конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, увеличение карьерных перспектив в пределах и за пределами конкретной организации;
  • во-вторых, рост степени удовлетворенности обучающегося собственной работой;
  • в-третьих, рост самооценки;
  • в-четвертых, рост профессиональной компетентности и квалификации обучающегося.

Дополнительное профессиональное образование должно в определенной мере опережать имеющиеся знания, формируя у обучающихся способности к саморазвитию и самообразованию в профессиональном смысле, их готовность к нестандартным профессиональным задачам и ситуациям.

Дополнительное профессиональное образование не должно становиться заложником существующих стандартов обучения, усложненных процедур подготовки методической и организационной документации. Процесс дополнительного профессионального образования должен обеспечивать свое соответствие скорости изменения рынка труда и его потребностей.

Дата последнего обновления статьи: 13.09.2025