Понятие и специфика государственных управленческих решений
Государственные управленческие решения – это выбранная альтернатива действий органов государственного управления при осуществлении ими своих функций.
Разработка и принятие государственных управленческих решений отличается определенный специфичностью, обусловленной формализованным характером в связи с тем, что оно затрагивает не отдельных индивидов или группы, а общество в целом в рамках отдельного территориального образования – государства, или в случае с его федеративным устройством – его регионов.
Государственное управленческое решение является особой разновидностью управленческих решений, в рамках которой в качестве субъекта управления выступает государство или органы государственного управления, а также государственные служащие, а в качестве объекта – различные процессы социально-экономического характера, протекающие в обществе.
Государственные управленческие решения можно охарактеризовать следующим образом:
- они являются рациональными целенаправленным выбором альтернативных возможностей, направленных на преодоление проблем социального характера законно избранными или созданными органами государственного управления, стремящимися к получению максимального результата за счет минимальных затрат;
- данные решения выступают в качестве продукта деятельности организационного комплекса, образованного скоординированными и субординированными действиями чиновников и политиков, включенных в систему государственного аппарата и действующих в рамках заданных регламентов, правил, процедур;
- управленческие решения государства выступают в качестве обобщающего и уравновешивающего инструмента, призванного обеспечить взаимодействие обособленных социально-экономические групп, обладающих определенными ресурсами, целями, стратегией и тактикой действий.
Управленческие решения государством имеют двойную трактовку:
- во-первых, в широком смысле, государственные управленческие решения это аналог как процесса управлением, призванные связывать в единое целое отдельные его функции - планирование, организация, реализация, контроль, координация и прочим;
- во-вторых, в узком смысле управленческого государственного решения это определенная фаза процесса управления.
К числу отличительных признаков государственного управленческого решения можно отнести следующие:
- директивность, подразумевающую обязательность государственных управленческих решений для исполнения всеми лицами и органами, которых оно касается;
- многоцелевую направленность;
- четкую регламентированность процедуры принятия и реализации на практике государственного управленческого решения;
- обоснованность и легитимность;
- широту диапазона применения;
- высокую информационную обеспеченность;
- разработку, подразумевающую взаимодействие с различными субъектами и объектами;
- практическую значимость и так далее.
Характеристика процесса разработки государственных управленческих решений
Процесс разработки государственных управленческих решений может рассматриваться с различных точек зрения. По мнению исследователей, существуют следующие разновидности методологических подходов к разработке государственных управленческих решений:
- во-первых, процессуальный, при котором разработка и принятие управленческого решения государства выступают в качестве непрерывной серии управленческих функций, образующих следующую взаимосвязь: установление целей, составление прогнозов и планов, организация, регулирование и координация, стимулирование и активизация, осуществление контроля;
- во-вторых, ситуационный, при применении которого на эффективность применяемых методов разработки и принятия управленческого решения, влияют обстоятельства. Процесс управления учитывает различные переменные, в том числе факторы внешней и внутренней среды, специфику конкретных методов управления. Наибольшая эффективность имеет то принятое управленческое государственное решение, которое наиболее полно отвечает условиям сложившейся ситуации;
- в-третьих, системный, который основан на рассмотрении объекта управления как совокупности различных элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях, образующих систему.
Наибольшей эффективностью, по мнению специалистов, обладает системный подход к разработке государственных управленческих решений.
В соответствии с системным подходом выделяют следующие этапы принятия управленческих государственных решений:
- выявление существующих проблем социально-экономического характера;
- проведение анализа состояния объекта управления;
- целеполагание;
- установление критериев, обеспечивающих достижение цели;
- выполнение сбора информации, ее изучения и анализа, оценка возможных ограничений;
- выработка альтернатив государственных управленческих решений;
- разработка сценариев, описывающих возможные варианты развития проблемы или ситуации;
- оценка разработанных альтернатив по оговоренным критериям;
- выбор наилучшего варианта развития событий, принятие решения;
- разработка плана, включающая в себя последовательность практического воплощения принятого государственного управленческого решения;
- осуществление государственного управленческого решения и контроль данного процесса;
- анализ результата управляющего воздействия, проведение оценки эффективности и качества государственного управленческого решения.
Разработка государственного управленческого решения является сложным управленческим процессом, требующим высокой информационной обеспеченности, целенаправленной работы, отслеживания результатов воплощения решений в жизнь. Соблюдение процесса принятия государственных управленческих решений напрямую влияет на их эффективность.