Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг – это законодательно предусмотренная социальная гарантия, которая предполагает финансовую поддержку граждан для покрытия части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, когда доля таких расходов в семейном бюджете превышает установленные государством пределы.
Значение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг
Россия в соответствии с действующей Конституцией признается социальным государством, в котором гарантируется поддержка социально уязвимых слоев населения.
В соответствии с действующим жилищным законодательством закреплено право российских граждан претендовать на предоставление субсидий, то есть на финансовую поддержку в покрытии расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ гражданам могут быть предоставлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в том случае, когда доля их расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в семейном бюджете превышает максимально допустимую.
Субсидии в соответствии с действующим жилищным законодательством предоставляются лицам, которые выступают:
- пользователями жилья, входящего в состав государственного или муниципального жилищного фонда;
- нанимателями жилья по договорам найма жилья, которое входит в состав частного жилищного фонда;
- членами жилищных кооперативов;
- собственниками жилья.
Указанная финансовая поддержка предоставляется органами регионального управления или уполномоченными ими учреждениями. Субсидии выплачиваются в заявительном порядке, то есть лицам, которые обратились за предоставлением финансовой поддержки.
При этом поддержка не оказывается лицам, которые имели задолженность по оплате коммунальных услуг и жилья в предшествующие обращению три года, если это установлено вступившим в законную силу судебным решением.
Закон фиксирует, что для определения права гражданина на предоставление субсидий и размера субсидий, осуществляется расчет объема субсидий на основе региональных стандартов:
- нормативной площади жилья;
- стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- максимально допустимого объема расходов семьи или гражданина на оплату жилья и коммунальных услуг в составе общего объема доходов семьи или гражданина.
Субсидии на оплату коммунальных услуг и жилья позволяют государству поддерживать одиноко проживающих граждан и семьи в случае, если их доходов недостаточно для покрытия расходов на жилье и коммунальные услуги и поддержания нормального уровня жизнедеятельности.
Порядок расчета субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг
На основании положений действующего жилищного законодательства федеральным правительством утверждены правила предоставления субсидий для оплаты коммунальных услуг и жилья.
Установленные правила, в частности, фиксируют процедуру определения размера указанного вида субсидий.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что выплата субсидий связана с тем, что доля расходов на жилье и коммунальные услуги в общем доходе семьи или одиноко проживающего гражданина превышает утвержденные на региональном уровне стандарты.
Таким образом, для определения наличия права гражданина на предоставление субсидий для оплаты коммунальных услуг и жилья, а также для установления размера таких субсидий используются следующие виды региональных стандартов:
- стоимости услуг по оплате жилья и коммунальных услуг;
- площади жилья;
- предельной доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в общем доходе.
Названные стандарты определяются органами регионального управления.
Стандарты стоимости услуг по оплате жилья и коммунальных услуг рассчитываются для одиноко проживающих лиц и на одного члена семьи на территории субъекта РФ или для отдельных муниципальных образований для следующих групп, которые могут претендовать на получение субсидий:
- пользователи государственного или муниципального жилья, наниматели частного жилья, члены жилищного кооператива, которым предоставлено право пользоваться жильем до приобретения права собственности на него;
- собственники жилья, которые обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт;
- собственники жилья, которые не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждаются отдельно для муниципальных образований региональной территории, в зависимости от:
- стоимости коммунальных услуг в летний и зимний периоды, когда плата за отопление не распределяется равномерно в течение всего года;
- общего размера платы за коммунальные услуги;
- минимального объема платы за капитальный ремонт общего имущества.
Для того чтобы определить имеет ли гражданин или семья право на получение субсидий, необходимо установить следующие показатели:
- доход на каждого члена семьи или отдельно проживающего гражданина;
- размер установленного в регионе прожиточного минимума;
- общий доход отдельно проживающего гражданина или семьи.
Посредством применения указанных выше стандартов с использованием утвержденных постановлением Правительства РФ формул расчета субсидий определяется доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в общем доходе семьи или отдельно проживающего гражданина. Если такая доля превышает установленные в регионе нормативы, то для покрытия превышающей части выплачивается соответствующая субсидия.
В любом случае объем субсидий предоставляемой гражданину или семье не может превышать объем фактических расходов, которые были понесены на оплату жилья и коммунальных услуг.
Являющиеся получателями такой финансовой поддержки лица должны не позднее 10 рабочих дней с момента истечения срока предоставления финансовой поддержки представить в региональные органы управления или уполномоченные учреждения документы или их копии, которые подтверждают объем фактически понесенных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Уполномоченный орган устанавливает объем субсидий, объем фактически понесенных расходов. В том случае, когда объем финансовой поддержки превысил объем фактически понесенных расходов, осуществляется возврат средств в размере превышения.