Публичные слушания – это разновидность формы участия граждан в осуществлении муниципального управления, обеспечивающего возможность учета мнения населения муниципального образования при решении вопросов местного уровня.
Понятие и сущность публичных слушаний
Публичные слушания – это форма участия граждан в реализации муниципального управления, выражающаяся в наличии у населения возможности оказания влияния на содержание муниципальных правовых актов, являющихся значимым инструментом муниципальной демократии.
Проведение публичных слушаний с привлечением населения муниципального образования призвано обеспечить обсуждение проектов муниципальных нормативных правовых актов и вопросов местного уровня. Основное назначение публичных слушаний состоит в возможности обеспечения учета мнения граждан муниципальных образований при решении жизненно важных для них вопросов.
Анализ правоприменительной практики в российском муниципальном управлении свидетельствует о росте значимости публичных слушаний.
Публичные слушания обеспечивают возможность обсуждения муниципальных правовых актов на стадии проектов по вопросам местного уровня населением муниципального образования и представительным органом муниципального управления, главой муниципального образования.
В качестве инициаторов публичных слушаний могут выступать:
- во-первых, население муниципального образования;
- во-вторых, орган муниципального управления представительного характера;
- в-третьих, глава муниципального образования;
- в-четвертых, глава муниципальной администрации, действующий в соответствии с контрактом.
В том случае, если инициатором публичных слушаний выступает население муниципального образования или орган муниципального управления представительного характера, их назначение осуществляется органом муниципального управления представительного характера. В том случае, если инициатором публичных слушаний выступают глава муниципальной администрации или глава муниципального образования, назначение публичных слушаний осуществляется главой муниципального образования.
Объекты публичных слушаний
Публичные слушания обеспечивают обсуждение:
- проекта устава муниципального образования, проектов муниципальных правовых актов, предназначенных для изменения или внесения дополнений в устав муниципального образования, за исключением тех случаев, когда дополнения и изменения в точности повторяют в положении российской Конституции, федерального законодательства, а также регионального законодательства;
- проекта муниципального бюджета, а также отчета об исполнении муниципального бюджета;
- проекта стратегии развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
- вопросов преобразования муниципального образования, за исключением тех случаев, когда на это действие требуется согласие населения муниципального образования в форме голосования или схода.
Принципы и порядок организации публичных слушаний
Порядок организации публичных слушаний в каждом конкретном образовании определяется его уставом или иными нормативно-правовыми актами муниципального уровня. Население муниципального образования должно быть заблаговременно оповещено о месте и времени проведения публичных слушаний, помимо этого требуется предоставить населению возможность предварительно ознакомиться с содержанием проекта муниципального правового акта, в отношении которого проводится публичные слушания.
Такое ознакомление может осуществляться с помощью официального сайта органов муниципального управления, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта региональных властей или муниципального образования.
Население муниципального образования должно иметь возможность внесения своих предложений и замечаний по обсуждаемому проекту муниципального нормативно-правового акта через официальный сайт или иные способы.
Результаты публичных слушаний подлежат обнародованию или опубликованию, в том числе необходимо опубликовать мотивированное обоснованное принятое решение.
Указанные меры могут быть реализованы через Единый портал государственных и муниципальных услуг, в том случае если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Публичные слушания нельзя рассматривать как завершающий этап процесса принятия муниципального решения. Нельзя их трактовать и как способ непосредственного принятия муниципального решения. Публичные слушания выступают в качестве инструмента промежуточного действия, основное назначение которого состоит в подготовке итогового действия, то есть непосредственно принятие муниципального решения. Принятие муниципального управленческого решения осуществляется не участниками публичных слушаний, а должностными лицами или органами муниципального управления, наделенными соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством. В противном случае публичные слушания имели бы статус референдума, итоги которого носят обязательный для исполнения характер.
Публичные слушания, направленные на информирование населения муниципального образования о возможных путях решения вопросов местного уровня, такое информирование осуществляется для того, чтобы учесть возможные предложения и замечания всех заинтересованных лиц в решении той или иной проблемы.
Проведение публичных слушаний обязательно по вопросам, определяемым Градостроительным кодексом России. К таким вопросам относятся проекты генеральных планов, планы землепользования, застройки, планировки территории, межевания территории, правил благоустройства и так далее.
Проведение публичных слушаний необязательно в поселениях, где функции органа муниципального управления представительного характера выполняет сход граждан. Это касается тех вопросов, решение по которым принимаются в результате схода населения муниципального образования.