Публичная служба Франции – это относительно закрытая система обеспечения кадрами центральных органов власти, местных исполнительных органов власти и системы медицинского обеспечения посредством привлечения на должности специалистов по результатам конкурсного отбора.
Правовое регулирование института публичной службы во Франции
Правовая регламентация функционирования института публичной службы во Франции осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
- основным законам Франции;
- законом о правах и обязанностях служащих;
- законом о центральной государственной службе;
- законом о местной государственной службе;
- законом о больничной государственной службе.
Закон о правах и обязанностях служащих и о центральной государственной службы представляет собой фактически два раздела общего статута, регламентирующего вопросы функционирования публичной службы, остальные законы – это акты, содержащие положения специальных статусов об отдельных видах публичной службы.
Итак, в соответствии с действующим французским законодательством публичная служба во Франции представлена тремя видами:
- публичная служба в центральных органах власти – государственная;
- публичная служба в местных органов власти – местная;
- публичная служба в сфере медицинского обеспечения – больничная.
Категории служащих во Франции
Служащие, привлекаемые на публичную службу во Франции, неоднородны и исходя из реализуемых функций и условий привлечения на службу делятся на четыре основные группы:
- служащие А категории. Эти служащие обязательно должны иметь высшее образование, в состав их полномочий ходят вопросы разработки, принятия и организации исполнения управленческих решений. Оттого насколько эффективно такие служащие реализуют свои обязанности зависит непосредственно исполнение законодательных предписаний;
- служащие категории B. Это служащие, деятельность которых направлена на исполнение управленческих решений. Такие служащие должны иметь образование не ниже бакалавриата, профиль образования определяется характером полномочий. Так, в частности к служащим B категории относятся инспекторы, секретари административных подразделений и др.;
- служащие C и D категорий. Это служащие, которые выполняют вспомогательную, обслуживающую функцию для остальных специалистов.
Специфика публичной службы во Франции связанна с тем, что государство дает чиновникам свободу действий, при этом возлагая на них важные управленческие задачи. Высокой ролью публичной службы в обществе и государстве обусловлено формирование и функционирование многочисленных центров подготовки служащих.
Профессиональная подготовка служащих во Франции
Профессиональная подготовка служащих во Франции предполагает следующие образовательные уровни:
- базовая подготовка служащих, которая выступает основой для последующего профессионального развития служащих исходя из непосредственного направления деятельности;
- экономическая и профильная подготовка.
Подготовкой служащих занимаются престижные французские вузы, например, Высшая экономическая школа, Национальная школа администрации. Это элитарные, относительно закрытые учебные заведения, из которых нередко напрямую осуществляется набор в корпус государственных служащих.
Таким образом, во Франции сформировалась закрытая система государственной службы, на руководящие должности привлекаются специалисты широкого профиля, высокой общей культуры, в том числе с глубокими экономическими познаниями.
Конкурс в публичной службе Франции
Необходимо отметить, что Декларация прав человека и гражданина не допускает какой-либо дискриминации при отборе лиц для замещения должностей публичной службы, гарантирует каждому гражданину равную возможность к занятию таких должностей. Поэтому одним из ключевых инструментов отбора на публичную службу и ее дальнейшего прохождения является конкурсный отбор. При этом во Франции в рамках института публичной службы реализуется несколько видов конкурсного отбора:
- внешний конкурсный отбор, который предполагает, что к участию в конкурсе для замещения должностей привлекаются дипломированные специалисты, имеющие установленный опыт работы;
- конкурс среди служащих, в котором могут принимать участие служащие, которые имеют определенный стаж служебной деятельности;
- смешанный конкурс, который допускает к борьбе за замещение должностей, как лиц, не имеющих опыта государственной службы, так и служащих.
Использование в качестве инструмента отбора кадров для публичной службы во Франции конкурса среди служащих также подчеркивает закрытый характер указанного института.
Законодательством о государственной службе конкурс трактуется как инструмент распределения ограниченного количества должностей публичной службы путем испытаний, позволяющих независимому жюри классифицировать кандидатов по заслугам для последующего замещения должности.
Жюри проводит экзамен, по итогам которого дает рекомендации в отношении конкретных кандидатов для замещения соответствующей должности. При этом рекомендации жюри не гарантируют получение должности, итоговое решение остается за органом власти, который инициировал конкурс. В свою очередь, кандидат на замещение должности имеет возможность обжаловать принятое органом решение в административный суд.
При поступлении на должность публичной службы лицу присваивается статус стажера, устанавливается испытательный срок, по итогам которого стажер может быть назначен на постоянное замещение должности. При этом при назначении стажера на постоянную службу ему присваивается соответствующие ранг.
Кроме того, специальным декретом установлен перечень высших должностей, назначение на которые осуществляется без конкурсного отбора по решению правительства государства. К таким должностям относятся преимущественно должности политического характера, например, генеральный секретарь правительства, посол, префект.
Конкурсный отбор предусмотрен также для отдельных должностей, относящихся к специальной компетенции, например, государственные служащие, замещающие должности в контрольных органах могут назначаться без проведения конкурса.
Для экономии бюджетных ресурсов конкурсные испытания исключаются для отдельных младших должностей.