Программно-целевой метод управления городом – это система принципов, методов, инструментов и мероприятий, которые позволяют аккумулировать ресурсы для решения конкретных задач развития городской территории посредством разработки и реализации специальных программ в соответствующей сфере публичного управления – социальной, экологической, экономической и др.
Сущность программно-целевого метода управления городом
В системах публичного управления современных государств широко распространена практика стратегического планирования развития территорий, в том числе посредством реализации программно-целевого метода. В самом общем виде программно-целевой метод можно охарактеризовать как подход к управлению территориальным развитием через увязку стратегических целей развития с имеющимися в распоряжении территории ресурсами и теми ресурсами, которые могут быть привлечены для реализации соответствующих экологических, социальных, экономических, производственных и иных целей развития. При этом достижение таких целей организуется путем разработки и реализации специальных программ развития в конкретных областях управленческой деятельности.
Программно-целевой метод – это один из важнейших инструментов стратегического системного управления.
Системное управление, в свою очередь, предполагает, что принятие управленческих решений в сложных общественных системах реализуется посредством анализа внешней и внутренней среды, прогнозирования изменений условий внешней и внутренней среды, определения объема ресурсов и приоритетных целей развития.
Управление городской территорией посредством программно-целевого метода предполагает, что за счет ресурсов муниципального бюджета, а также инвестиций и средств, привлекаемых из других уровней бюджетной системы страны, решаются приоритетные для обеспечения благосостояния местного населения и развития городской территории цели и задачи, в том числе по проектированию территории, модернизации инфраструктуры, производства, внедрению инноваций, привлечению инвестиций, развитию туризма и др.
Значение программно-целевого метода управления городом
Для современной системы публичного управления, в том числе российской, значение программно-целевого метода управления территории, в частности городской территории, заключается в том, что он позволяет обеспечить комплексный подход к решению важнейших управленческих задач.
В качестве положительных аспектов использования программно-целевого метода в управлении городской территорией можно выделить следующие:
- цели развития местной территории увязываются со стратегическими целями развития на региональном и федеральном уровнях;
- воздействие на основные сферы публичного управления, в том числе на экономику, осуществляется косвенно, посредством разработки и реализации специальных программ поддержки, в частности поддержки малого и среднего предпринимательства, поддержки предпринимателей, которые разрабатывают и реализуют инновационные решения и др.
Целевые программы как инструмент программно-целевого метода управления городом
Целевая программа представляет собой специально разработанный документ, который увязывает между собой имеющиеся в наличии и привлекаемые городом ресурсы с конкретными целями в социально-экономической, производственной, научной, организационной и иных отраслях публичного управления и сроками достижения таких целей посредством организации и реализации конкретных мероприятий, программ с указанием ответственных за достижение поставленных целей и эффективное расходование ресурсов субъектов.
Иными словами, целевая программа развития городской территории включают в себя следующие элементы:
- приоритетные цели развития городской территории;
- ресурсы, необходимые для реализации поставленных целей, в том числе имеющиеся в распоряжении города, и те, которые необходимо и возможно привлечь;
- сроки, в которые должны быть решены актуальные задачи управления и достигнуты поставленные цели;
- мероприятия программы, которые позволят в поставленные сроки решить задачи публичного управления;
- субъекты, ответственные за эффективную реализацию программы.
Недостатки программно-целевого метода управления городом
Исследование реализуемых для развития городских территорий целевых программ и непосредственно работы по их осуществлению позволяет выделить отдельные недостатки в практике публичного управления и конкретно использования программно-целевого метода управления городом:
- отсутствие научной и методологической базы для разработки целевых программ и обоснования эффективности отдельных мероприятий, реализуемых в рамках программы;
- отсутствие четко сформулированных целей и задач публичного управления; формальный подход к постановке целей и задач;
- отсутствие необходимых финансовых и иных ресурсов для реализации постановленных целей;
- отсутствие эффективных механизмов общественного контроля за расходованием бюджетных средств для реализации мероприятий программы развития городской территории и пр.
Так, например, распространенным недостатком разработки и реализации программ развития является проведение контрольных мероприятий эффективности расходования средств и осуществления мероприятий программы на заключительном этапе ее реализации, что, в свою очередь, делает невозможным своевременное выявление проблем реализации, их устранение и др.
Виды целевых программ, применяемых для управления городом
Программно-целевой метод управления городом включает в себя разработку и реализацию следующих видов программ территориального развития:
- программа социально-экономического характера, то есть программа, направленная на обеспечение экономического роста или экономической стабильности городской территории и, соответственно, обеспечение благосостояния городского населения;
- целевая программа. Это программа, которая разрабатывается и реализуется для решения управленческих задач в конкретной сфере публичного управления – культурной, экологической, экономической и др.;
- комплексная программа. Такая программа предполагает решение управленческих задач в смежных отраслях управления посредством реализации мероприятий, которые комплексно воздействуют на проблемные аспекты в таких отраслях.